Карьера от первого лица

Уже не первый раз сталкиваюсь с необходимостью развернутого и повествовательного рассказа о своей карьере — благо моя общительность с людьми творческими всегда давала пользу в виде ценных советов…
Итак начну с далекого 1995 года — когда я получил диплом МГАУ защитив на «отлично» дипломную работу и у меня уже был опыт:

  • службы в ВС СССР в Германии,
  • преподавания в колледжах Москвы (ЭЕК, ЗИЛ…)
  • предпринимательская деятельность в виде магазина и точки продаж от компании Bliz

Со всеми эти задачами я справлялся хорошо и хотелось большего — с коллегами из текстильного института мы запустили компанию по импорту\экспорту оборудования для текстильной промышленности в компании «Тексма Лтд» и мне достался сектор по экономике и маркетингу.  Сейчас вспоминая на те времена — многое видится совершенно иначе и с сегодняшним опытом те перспективы могли бы дать гораздо большего результата….

Но амбиции были гораздо больше и вот в мае 1997 года моя мечта сбылась — я был принят маркетологом в одну из крупнейших в то время авиакомпаний «Внуковские авиалинии«… Пожалуй это был старт и определяющий вектор в моей дальнейшей карьере — авиакомпания с богатыми ресурсами (большой парк ВС, собственное АТБ и многие другие ресурсы, база для запуская в эксплуатацию новых лайнеров типа Ту-204…) и при этом нуждающаяся в международном опыте в области управления и развития… Маркетологов в компании не было — были лишь сотрудники других подразделений (штурмана, пилоты и пр.), которыми наполняли штат в Коммерческих подразделениях… По заданию руководства компании мне пришлось стать тем менеджером, который с пониманием внедрит маркетинговые технологии в работу… Это было интересно и это был первый творческий и ответственный опыт в крупном проекте… Авиакомпания развивалась и расширялась стремительно, количество рейсов и представительств росло, владельцы скупали ряд крупных компаний в области авиаперевозок, агенства по продажам и более крупные и значительные проекты…. Это был период работы с такими известными управляющими как отец и сын Климовы (АНТК Туполева) и т.д. Далее последовал еще один этап — оказавший существенное влияние на мою карьеру — в управление авиакомпаний пришла команда из «Аэрофлот» — в лице таких масштабных топов как Красненкер, Ицков, Ковтун, Головин и т.д.  И вот тут моя предыдущая деятельность в области маркетинга была оценена очень высоко и мне был дан карт-бланш для большей активности! Разумеется, что я использовал время не зря… Авиакомпания росла и проводила на рынке авиаперевозок масштабные изменения, приобретала крупных участников и квоты на авиаперевозки… Но к 2000 году ресурсы авиакомпании были истощены, финансы выводились и авиакомпания стала испытывать кризис — начались сокращения, управление компании не договорилось с владельцами и покинуло компанию… К 2002 г авиакомпания была признана банкротом, но я уже к 2000 г принял решение о смене работы и выбор пал на туристический бизнес! Это был осознанный и избирательный выбор.
В декабре 2000 г я пришел в туроператорскую компанию Иналекс в качестве руководителя по Маркетингу. Это был крупный туроператор выполняющий чартеры в Испанию, Турцию и другие страны на рейсах Аэрофлота. Но это были кризисные годы, когда авиаперевозчики работали не совсем корректно и было много конфликтов и скандалов… Иналекс, после скандала с Аэрофлотом, искал пути диверсификации и тогда была принята стратегия по развитию собственных сетей продаж. В марте 2001 г я уже стал руководителем по развитию и управлению агентской и филиальной сети. Мы начинали раньше, чем Натали с проектом Гринекс, чем ВКО со своей клубной сетью и многих других…. Мы открывали новые направления, мы росли и развивались … но затягивающий конфликт с Аэрофлотом, постоянные судебные тяжбы и промежуточные решения негативно сказывались на работе и подрывали ее … Управленческая команда покидала компанию и в числе последних это сделал и я.
Я продолжил развитие сетевых компаний в другом туроператорском проекте (Мисаф) с развития сети АвиаСервисТур — это был очень успешный и динамичный проект — в первый месяц открытия первого офиса мы получили чистую прибыль в 11 тыс. долларов и все были в шоке… начались следующие офисы, но вместе с этим у материнской компании начались проблемы — сначала ее предлагали купить более сильные игроки рынка (не буду называть имен!), потом начались притеснения в виде постоянных проверок и т.д. и вот летом 2003 года все проекты одним решением были закрыты и мы пошли искать работу….
В сентябре 2003 я начал с инвестором первый свой стартап — это была туроператорская компания «Евроотдых» — по индивидуальным турам в Европу. Спустя год мы провели сравнения и отметили, что продажи путевок в ближнее Подмосковье в разы перекрывают количество индивидуальных туров в Европу и мы стали выкупать на гарантии места в подмосковных парк-отелях — тогда одних из первых Гелиопарки, Атлас-парк…. Когда проект уверенно стал работать — я передал управление инвестору и покинул компанию — так и было условлено в начале проекта.
Я перешел в проект AMITOUR в 2005 — это был проект российских вьетнамцев с участием экономического отдела посольства Вьетнама и принимающих компаний из Вьетнама. В то время Вьетнам только выходил на наш рынок и была необходимость в организации и построении работы. Начать пришлось с принимающей компании — мы сформировали многие форматы работы, протестировали с отелями на местах по содержанию и цене, подготовили персонал в Москве и начали продажи. О результативности можно сказать одним фактом — Уральский регион (один из самых крупных продавцов отдыха в ЮВА и в Вьетнам) в лице руководителей крупных туркомпаний обратился к нам с просьбой организации рекламно-ознакомительного тура. Несмотря на все ухищрения вьетнамских принимающих компаний работать с участниками нашего директорского тура напрямую, вся работа в дальнейшем из России велась исключительно через нашу компанию. Это был пожалуй одним из редких случаев, когда иностранный проект смог войти на рынок и занять существенную долю среди отечественных игроков…

Но мой опыт и знания требовали еще больших форматов и я начал серьезно заниматься консалтингом. Я получил приглашение от проекта «Альфа бизнес» и начал заниматься активно консультациями стартапов, обучением управляющих и открытием новых проектов более масштабно. И с 2006 года Консалтинг стал занимать существенное время и значение в моей карьере. Именно знакомство с многими инвесторами и стартаперами в этот период дало мне то ценное понимание о масштабах, подходах, тенденциях и проблемах в организации и управлении бизнесом.
И хотя консалтинг целиком начал занимать мое внимание, я начал сотрудничать с рядом консалтинговых компаний и проектов, участвовать в различных инициативах… И результатом стало приглашение возглавить проект Лига развития бизнеса и его не менее амбициозную задачу — проект Морские круизы в Вип Круиз Инт.
Круизы имели всегда огромный потенциал, но слабую освоенность — из 4 млн потенциальных клиентов лишь 30-40 тыс. человек в год покупали этот продукт — более высокий и содержательный по качеству отдых и путешествие! Проект начинался с агентства из двух менеджеров по продажам круизов и нас — трех управляющих! Через год в компании было 15 продающих менеджеров, общая численность была 50 сотрудников, у нас были филиалы и региональные проекты. Консалтинговая деятельность велась мною параллельно и помогала по части — создания и продвижения веб-проектов, подбора и HH персонала, продвижению и развитию в агентской и региональной сети и многих других направлений — отели, такси, автоаксессуары и многое другое стало объектом наших инициатив. За 4 года компания Вип Круиз встала в ряду крупных туроператоров по продажам Морских круизов, а Консалтинговый проект наработал массу инициатив по различных направлениям. Но как ив любом другом проекте — кроме управляющих есть учредители и их взгляды, особенно с наступлением кризисных времен… И когда они (взгляды) расходятся — настает время расставаний.
С 2012 года мой опыт и навыки прежних работ уже позволили вести деятельность в разных проектах и компаниях в различном формате — как при постоянном участии, так ив качестве внешнего управляющего, консультанта. Наверное это связано частично и с тем, что кризис свел к минимуму многие амбиции и инициативы — многие ушли и закрыли свой бизнес, многие стали вести его в режиме «ожидания лучших времен» и т.д.
За это время я успел сотрудничать в следующих отраслях и направлениях:

  • Туризм- как стартапы, так и помощь уже работающим проектам
  • MICE — перспективное и очень актуальное направление для Туризма
  • WEB — от создания до продвижения
  • Консалтинг — управленческий
  • Обучение — авторские тренинги и курсы
  • Подбор персонала — специалисты различных направлений
  • Производство товаров, продвижение и продажа (в том числе через Интернет магазины!)
  • Сфера услуг — такси, отели, клубы, досуговые и развлекательные проекты

Особо хочу выделить участие в следующих решениях:
MICE — порядка 5 лет мне довелось принять активное участие в организации и сопровождении многих мероприятий:
— многоплановые форматы участия на выставках и конференциях в России и зарубежом, с формированием индивидуальных программ; 
— корпоративные поездки (как периодические, так и разовые) — с организацией обязательной и развлекательной программ, мероприятий;
— корпоративные уик-энды;
— участие в тендерах, подготовка документов, участие и проведение дебатов, переговоров, собеседований;
— организация деловых, служебных поездок, командировок — с бронированием авиа и ж\д транспорта, отелей, трансферов, переговорных, различных допуслуг;
— корпоративные и профессиональные праздники и памятные мероприятия;

— и много разных, индивидуальных и неординарных решений.

WEB — наверное многое мне удалось освоить потому, что качество предлагаемых услуг не устроило и не помогало решать задачи — пришлось осваивать все самому:
— создание сайтов  — от сайта компании, до интернет-магазинов и LP
— пользование сервисами Яндекс и Google — от вебмастера до Маркета
— рассылки, публикации ссылок и статей
— участие в соцсетях

Консалтинг

Если в начале предложения о Внешнем управлении вызывали неприязнь — всем хотелось получить управляющего стационарно и на постоянной основе, то благодаря кризису, подходы изменились и стали более рациональными. Теперь многие сами рады предложить фрагментное участие внешнего консультанта\управляющего для решения конкретных и определенных задач — запуск проекта, сайта, подбор персонала, формирование продаж, продукта, продвижения и многое другое… Часто партнеры\клиенты возвращаются с новыми задачами и вопросами.
Это позитивная и рациональная тенденция!

Подводя итог, я бы хотел отметить следующее:

  • Я часто общаюсь со многими из предыдущих партнеров, коллег, сотрудников и  руководителей с которыми пришлось сотрудничать.
  • Многие компании в которых я работал до сих пор продолжают работать.
  • В моей карьере были неудачные проекты — но я благодарен им за ценный опыт
  • Я всегда открыт для обсуждения и рассмотрения новых инициатив и форматов сотрудничества
  • Я считаю, что независимо ни от чего всегда будут востребованы люди, относящиеся к работе творчески.

Надеюсь я смог кратко донести до Вас информацию — более кратко резюме Вы можете посмотреть тут

 

 

 

 

Leave a Reply