Продукт

Очень важная составляющая для MICE и ТУР бизнеса, особенно тур операторского — потому как именно тур операторы по действующему законодательству РФ уполномочены формировать тур продукт. И вот именно тут  — в формировании тур продукта — многие причины и следствия нашли свое начало!
К сожалению к Продукту, его основным характеристикам, свойствам очень часто относятся поверхностно, а подчас даже не утруждают себя понять об основных базовых свойствах… И вот когда компании выходят в продажи с Продуктом — характеристики которого им крайне слабо понятны — вот тут и начинается история не успешных продаж!
Я всегда предлагаю вернуться к истокам и начать анализ с базовых понятий! Игнорирование фундаментальных истин всегда играет роковую роль в действиях — поэтому прежде чем обсуждать Тур и MICE продукт — нужно понять его!
Продукт принято в маркетинге разделять на два вида — товар и услуга!
Исходя из этого определения, мы определяем Тур и MICE продукт — как услугу.
Тот же Маркетинг определяет 4 (четыре!) базовые характеристики, по которым услуга отличается от товара:
— неосязаемость
— неотделимость от производителя
— непостоянство качества
— несохраняемость
Многие вопросы и ответы скрыты в этих определениях и понимание их дает возможность выработать правильный подход к производству Тур и MICE продукта.

Есть две характеристики, по которому Ваш продукт будут оценивать на рынке — Цена и Качество!
 
Продукт выводят на рынок с учетом  сегментирования и дальнейшего позиционирования по отношению к целевой аудитории. Маркетинг определяет преимущества вывода продукта на рынок по следующему приоритету:
1. Старый\известный Продукт на старом\известном рынке
2. Старый\известный Продукт на  новом рынке
3. Новый Продукт на  старом\известном рынке
4. Новый Продукт на новом рынке

Когда Тур или MICE продукт выводят на рынок — то важно приготовить и донести до рынка (посредников и потребителей) его потребительские свойства! Информация, графический и видео материал, цены, наиболее востребованные услуги, какие услуги включены в стоимость и какие услуги дополнительно оплачиваются, а также масса других характеристик необходимо сверстать по канонам и принятым правилам — чтобы легче и практичнее воспринималось и доводилось посредниками, продавцами до потребителя. Есть ряд изданий и проектов, которые грамотно формируют информацию о Тур и MICE продукте — с учетом требований курортологии и эта системная информация лучше усваивается и запоминается.

Туристическом бизнесе есть цепь участников процесса реализации тур услуг, которая группируется по следующему принципу:
1. Тур агент — продавец тур услуг
2. Тур оператор — формирует услуги отелей, перевозчиков, страхования, визовые услуги, гидов и экскурсоводов и т.д.
3. Принимающий тур оператор — на стороне принимающей стороны консолидирует услуги отелей, гидов и экскурсоводов, трансферы,  визовые услуги (приглашения) и дополнительные услуги 

Туризм и MICE имеют ряд существенных отличий от других сфер услуг!
В первую очередь — это растянутое по времени и в пространстве оказание услуг — в среднем с момента продажи услуги и до момента возврата клиента с отдыха или мероприятия может проходить 1-3 месяца. Это связано и с визовыми формальностями, и с необходимостью бронировать и получать подтверждение забронированных услуг, и с качественной проработкой услуг… 
Я не ставлю целью данной статьи углубляться в дебри формирования Тур и MICE продукта и хочу перейти к основным проблемам и аспектам в вопросах формирования Продукта.
1. Продукт должен соответствовать ожиданиям платежеспособного спроса!
Не нужно создавать невостребованный продукт и потом изнывать от мук его впихивания и невозможности продать. Если на Ваш Продукт нет Спроса, если потребитель ожидает от Продукта совершенно иных свойств, то все Ваши затраты теряют смысл.
2. Только востребованный и имеющий сформированные характеристики продукт имеет смысл брендировать.
Часто многие предприниматели начинают формирование продукта с бренда — это роковая ошибка! Брендировать имеет смысл только продукт, который востребован и имеет отличительные характеристики… Только это позволит брендированному продукту иметь относительно продолжительный и успешный жизненный цикл.
3. Чем дольше Ваш продукт отвечает потребностям клиентов, тем дольше Вы сможете его успешно продавать!

Нельзя игнорировать потребности клиентов — многие туристы уже давно перестали покупать «отдых с пляжем», а покупают продукты насыщенные интересными событиями — и даже наличие пляжа и моря в этом продукте — уже не первостепенно! Не замечать и игнорировать это крайне не практично… Если Вы внимательно посмотрите на классическую Пирамиду Маслоу — то многие критерии выбора Вы найдете там вполне компактно и структурировано! 

И наконец про успешность\неуспешность тех или иных видов деятельности или продуктов! 
Следует уточнить, что наличие красивой природы, хороших отелей и инфраструктуры, специалистов, культурных и исторических достопримечательностей, событий, поводов….и многих других компонентов и факторов — не гарантируют популярности с точки зрения туризма или MICE, пока нет сформированного и доведенного до потребителя Продукта!
И наоборот, даже не имея преимуществ в виде составляющих  — красивая природа, моря и пляжей, исторических и культурных достопримечательностей и т.д. — можно сформировать довольно интересные туристические Продукты и успешно привлекать туристов! 
В качестве одного из примеров приведу Германию — озера в соседней Австрии гораздо лучше, горнолыжные курорты лучше в опять же в соседних Италии и Франции, там же и крепости… и пиво лучше в Чехии… но туризм в Германию очень популярен благодаря качественным туристическим Продуктам — тот же Октоберфест собирает гораздо больше туристов в Германии, чем в Чехии…

Leave a Reply