Решение проблем является признаком успешности как бизнеса, так и управленцев – как результирующая. Понимаю, что не многие готовы прямо и в цель выразить (или осмыслить) этот вопрос – но поверьте опыту международному – по результатам судят логично, а не по эмоциям.
Если судить по-Толстому – Все успешные (счастливые) бизнесы – успешны одинаково, а вот каждый неуспешный – неуспешный по-своему!
В свою очередь постулаты японского менеджмента требуют наличие проблем и их преодоление, решение, чтобы создать успешный бизнес. И японская пословица гласит – “Если у Вас нет проблем – купите их!”
Смысл и суть – становление успешного бизнеса возможно исключительно в процессе преодоления и решения проблем.
В отечественной экономике “к счастью” череда кризисов носит стабильный и периодический характер – поэтому платить за покупку проблем не приходится – их и так достаточно.
Вопрос в главном – наличие специалистов, способных на решение проблем, преодоление их! Я ранее останавливался на вопросе о качестве персонала в статье Персонал – “пчелы и мухи” , на проблеме поиска результативных сотрудников и избавления от паразитирующих и саботирующих. Сегодня предлагаю Вашему вниманию статью про управление, способное к решению проблем.
Основное условие решения проблем
По моему опыту – существенным условиями решения проблем является:
- Уровень взаимодействия между собственником бизнеса и управляющим;
- Уровень компетенций управляющего;
- Единые ориентиры и ценности
В трактате о Военном искусстве Сунь-Цзы говорится, что качество взаимоотношений между правителем и полководцем определяет успех и исход любой страны и войны. Именно в Управлении скрыты многие важные ценности, потенциал и возможности – если между Собственником и Управляющим есть большие и разносторонние договоренности, опыт, знания, доверие и компетенции, единые взгляды и ценности – то успех проекта обеспечен. Далее важно в динамике сохранить этот уровень взаимоотношений.
С тех давних времен правители искали одаренных полководцев и управляющих, щедро одаривали их и привлекали в свою сторону – чтобы усилить свои позиции, охватить большие рынки влияния и успешно решать проблемы.
Это очень интересная и поучительная тема, но в рамках данной статьи я хотел бы сделать упор на компетенции и в первую очередь управляющего.
Решение проблем – 4 способа
Чтобы настроиться на решение проблем, специалисты рекомендуют 4 основных способа. Эти способы помогут посмотреть на проблему (и ее последующее решение) с различных сторон, помогут проанализировать ситуацию с различных позиций.
Перечислим способы (подходы к ситуации) решения проблем:
- Изменить себя и свое поведение
- Изменить ситуацию;
- Выйти из ситуации;
- Изменить своё отношение к ситуации.
По сути в рамках этой матрицы и предлагается осмыслить и искать решения. Я много размышлял над этими способами и пришел к мнению, что есть и дополнительный (5-ый) способ – сочетание всех 4-х способов в различной вариации…
Ну, а если попытаться раскрыть способы на основе примеров, то все очень просто можно представить:
- Допустим вы вели себя определенным образом до наступления проблемы. Но после необходимо переосмыслить и изменить себя и свое поведение. Возможно это уже само по себе решит проблему или же станет частью основания.
- Если изменить саму ситуацию, представить ее с разных сторон, что станут очевидны многие аспекты и это поможет решить проблему
- Оставить проблему в стороне, выйти из нее, откатить ситуацию назад, отменить сделку, аннулировать заказ, договориться со всеми участниками – есть много вариаций выхода из ситуации.
- Очень часто именно отношение к проблеме (причем с разных сторон) определяет саму проблему. А вот стоит изменить отношение – это может существенно изменить саму ситуацию и ускорить решение проблем.
Способность решать проблемы – бесценна!
Когда вы сталкиваетесь с проблемой – вы следуете к знающему и компетентному специалисту – это базовая аксиома в решение проблем и так поступают все. В своей статье Грамотный управляющий я очень подробно и детально говорил об этом. Но вот далее начинаются разные сценарии – придя к грамотному специалисту, люди поступают по разному:
- одни с доверием раскрывают свои боли и проблемы и надеются на содействие, решение и помощь
- другие предпочитают, чтобы специалист проявил к ним внимание
- третьи предпочитают еще раз испытать
- четвертые цинично требуют – “раз специалист – сам догадайся и покажи решение”
- и т.д.
Я уже говорил выше – путей неуспешных великое множество, но правильный путь сделать свою часть коммуникаций качественной, искренней и позитивной! Иначе сложно требовать взаимности и должного отношения.
Пример
Меня часто спрашивают на этапе первичного знакомства с проектом или вакансией – “Вы сможете решить эти задачи? Почему Вы выбрали нашу вакансию? Вы с таким опытом – почему именно наш проект вас заинтересовал?” Я стараюсь дать понять – было бы не серьезно с моей стороны сразу дать заверения и точные ответы… Все будет зависеть от двух сторон. В моих кейсах есть проекты, куда я входил в качестве полноценного управляющего-партнера, где удавалось наладить нормальные договоренности и были общие взгляды и ценности, вопросы искренне обсуждались и решения уверенно реализовывались. С такими проектами и собственниками как правило сохраняешь взаимодействие надолго, возможны новые совместные проекты и сотрудничество.
Есть проекты, в которых этого не происходило и я отказывался входить в управление или уходил из проекта – по факту выяснения неприемлемых причин и фактов. Есть так же проекты (компромиссы) – которые ведутся в качестве внешнего управления, консалтинга и сопровождения – где я не вхожу в прямое управление, но помогаю, консультирую и советую – как правильно решать или действовать.
Классические ошибки в области решение проблем
Наверное самое важное – это какие ошибки, предрасположенности и предубеждения мешают решать проблемы? Среди основных я бы хотел выделить:
- Понимание и осознание собственником истинного положения дел и путей преодоления проблем. Практический каждый кризис имеет свою специфику, последствия и основные факторы, которые сказываются и бьют по болезненным точкам проекта. Давайте представим картину – сколько было упущений в бизнесе из-за неготовности рассмотреть удаленку в период до пандемии короновируса? и насколько кардинально ситуация изменилась потом… А ведь это пример некорректного представления в умах собственников бизнеса.
- Ошибочные шаблоны и массовые тренды в представлении собственников бизнеса. Я очень много вижу предпринимателей, которые “плывут” в массовых трендах и “успешно” апеллируют терминами (таргетинг, контекст, соцсети, цифровизация и т.д.) и очень обижаются, когда говоришь, что многие указанные ими определения или тренды – это лишь шаблонное, искаженное представление реальности. Потому как во многих отраслях эти термины сужаются лишь в инструментах основных поисковых систем (Яндекс и Google), агрегаторах (Авито, ЦИАН, Островок и т.д.) – но при этом за долгие годы мало кто стал формировать целевые, отраслевые, профильные и целевые площадки – настоящие таргетинговые… Хороший пример – Бэби-Блог. Или к примеру – многие ожидают, что такие важные аспекты деятельности компании (как инфоповоды, офферы, акции, события…. даже Стратегию развития!) принесет с собой новый специалист. И крайне недовольны, когда начинаешь им обосновывать, что эти инструменты формируются исключительно от других корней – от ожиданий ЦА, от продуктового ассортимента компании и активности Поставщиков, от SWOT анализа компании, конкурентов и макроэкономических показателей… – но внутри проекта и никак не могут быть вырасти вовне.
- Суеверий и страхов. Да-да, вы не ошиблись, в числе многих причин есть и эти… Многие предприниматели спрашивают меня с упреком – “Ты вот столько знаешь и у тебя такой опыт в этом бизнесе – почему ты не создаешь свою компанию и сам не зарабатываешь на этом?” Когда я пытаюсь пояснить, что мои планы и стратегия – не конкурировать с ними, не толкаться с ними в отрасли, а что гораздо выгоднее мне коммуницировать и формировать свой пул предпринимателей, опыта, связей, наработок, компетенций и на основе этого управлять “оркестром”, а не ограничиваться малым – у многих это не находит понимания. А на встречный вопрос – “вот вы успешный банкир, почему Вы сами не оказываете в своем банке услуги Консьерж сервиса, деловых поездок и организацией мероприятий? Это ведь огромные выгоды, которые Вы отдаете другим?”) иногда застает врасплох и начинаются проблески понимания…
- Откровенное желание пылесосить с рынка идеи, лайфхаки, наработки. Таких примеров много и очень часто предприниматели “копят” багаж, но этот чемодан без ручки… Как правило такие “накопления” не приносят серьезных достижений… Система управления, которая будет эффективна – это продолжительный и системный процесс… Примитивные методы подражания, копирования и шаблонного исполнения – не дают качественное решение.
- Неспособность оценить необходимые компетенции и организацию работ. Этот критерий может быть корнем многих проблем и возможностей – именно отсюда могут расти многие боли компании и опытный эксперт может это увидеть сразу. Далее уже возникает вопрос – этот критерий преодолим или будет сложно? Я не верю в фатальные прогнозы – “да тут все понятно, горбатого …исправит” и т.д. На самом деле в каждом случае необходимо пройти путь – сделать со своей стороны максимальную презентацию проблем, возможностей, рисков и сценариев, а вот получится или нет найти точки взаимодействия – тут гадать дело неблагоприятное. Потому как на практике никогда не бывает идеализированных, шаблонных и комфортных условий – реальность всегда имеет массу сложностей и нюансов. Способность их преодолеть – никогда не предопределена!
Можно привести еще массу других причин и примеров, но хочу подвести черту и сформулировать обобщающие выводы – если стороны настроены позитивно, дают себе шанс и возможность найти выходы и решения проблем – то все может получиться. Все остальные вариации – обречены на провал и самообман.
И снова напоминаю об универсальном инструменте – Шкале психоэмоционального состояния – которая может существенно повлиять на мотивацию сторон и на общий успех. Если изначально возможны между сторонами недоверие, скрытая враждебность, скрытность, боязнь и т.д. – то шанс выйти на уровень высший по шкале – на позитив, на вовлеченность, на успешность и способность решать проблемы профессионально – есть всегда. Иными словами – в начале пути вполне логично низкий уровень доверия и убежденности в победе, но только волевые и осмысленные люди, способны преодолеть пороги и препятствия, найдут решение проблем и дойдут до цели.
Решение проблем – еще один штрих…
Еще одним массовым трендом в решении проблем, о котором я хотел бы поделиться – внутренние шаблоны, преграды, барьеры – которые рисуют у себя в голове различные “профи и специалисты”. В международной практике мы часто слышим новости – как опытный управляющий из одной области переходит в совершенно другую и вполне успешно реализует свои навыки… У себя в практике я встречаю очень часто и массово шаблон – “ой вы из такой-то отрасли? А у нас совсем все иначе и своя специфика…” И это может говорить специалист из вполне родственной специализации – условно круизник или специалист по медицинским турам и реабилитации. И нет открытости и доступности мысли, что возможно напротив специалист, способный освоить и круизный продукт, и горнолыжный, и лечебные туры… и предубеждения или шаблонные суждения – неуместны.
За долгие годы практик в управлении проектами, я старался развивать свои навыки в родственных отраслях – это был маркетинг в гражданской и коммерческой авиации, туризме (различной специфики), различных туроператорских инициатив (страны, виды туризма и т.д.), MICE, консьерж сервис, в глобальной HoReCa и сопряженных услугах… Но очень часто по рекомендации приходилось погружаться в решение управленческих задач и проблем:
- и в банковской деятельности,
- и в строительстве,
- и в производстве,
- и в e-comm,
- и в веб-проектах (от создания сайта до продвижения),
- и многих других направлениях.
И в каждом проекте приходится принимать непосредственное участие во всех инструментах маркетинга:
- и в планировании,
- и в персонале,
- и в продуктах,
- и в продвижении,
- и в результирующих – продажах.
А пояснение тут простое – если Вы способны решать практические задачи и проблемы, если вы это старались делать профессионально и рационально, качественно и результативно – то не имеет значения ни отрасль, ни специфика и прочие аспекты. Разумеется все имеет меру и научную группу физиков-ядерщиков я не осмелюсь возглавить…) Но опыт участия в группе проектов, координация и управление в группе компаний, в сетевых и многоуровневых решениях – этот опыт и навыки, которые неоднократно удалось реализовать на практике. И объяснение простое – Маркетинговые инструменты универсальны!
Спецпредложение
Вниманию собственников бизнеса, управляющих и экспертов
Если Вы хотите стать участником нашей базы партнеров, заявить о возможном сотрудничестве или продаже Вашего бизнеса (доли), в поиске партнеров, поставщиков, имеете планы для коллаборации и сотрудничества – выберите соответствующую анкету и заполните ее максимально подробно, отразите свои пожелания. Мы учтем Ваши пожелания в различных решениях…
Анкета Гостиницы
Анкета Компании
Анкета Туркомпании
Анкета Эксперта