Маркетинг — система управления предприятием с целью максимального использования рыночных требований, платежеспособного спроса и в целом всего того, что помогает разиваться, больше продавать, захватить большую долю рынка, усилить свои качественные и количественные показатели.
Если покопаться в учебниках по этой науке, то можно обнаружить две функции маркетинга — или система управления, или система обслуживания…
Иными словами — или Маркетинг — это система управления вашим проектом, бизнесом…или же Маркетинг должен обслуживать Ваши задачи — по основным инструментам, планированию и достижению целей-задач.
Маркетинг — немного практики и реалий
А теперь посмотрим на реальность — в реальности мы увидим долгую историю использования понятия Маркетинг в различных фрагментных и непоследовательно истолкованных историях… По сути большинство практик использовали Макретинг в различных примитивных случаях — от мониторинга рыночной ситуации до банальной лидогенерации. И как результаты такого подхода — практически очень часто эти потуги завершаются формулировками:
— «Маркетинг не работает»
— «Маркетинг закончился»
— «Маркетинг сломался»
Пришлось неоднократно видеть, когда предприниматели совершали крайне изматывающие процессы захвата рынка, а на деле все завершалось крахом — в то время как условная «дверь» находилась в паре метров и ее просто «не заметили», потому как не было понимания всей системы.
Маркетинг — система!
Необходимо понимать и помнить, что маркетинг — это не примитивные модели и шаблоны, а гораздо сложная и многомерная система управления, которая подразумевает, что необходимо широко и структурированно смотреть на состояния и процессы. Если Вы не смотрите на происходящее таким образом — вы упускаете самое важное. В современном предпринимательстве многие стремятся примитивными шаблонами добиться быстрого успеха. При этом начинают забывать, что многие успешные мировые бренды — это пример долгого становления, преодолений, выживаний, кризисов и соревнований в конкурентной среде. Если Вы хотите настоящего успеха — необходимо рассчитывать на игру «вдолгую». Следующим важным аспектом является необходимость более широкого охвата — нельзя втягивать решение сложных маркетинговых задач в узкие примитивные шаблоны, короткие спринты, ограниченные метрики и отчеты веб-сервисов.
Маркетинг — это последовательная и бесконечная система управления — гибкая, способная к переменам по результатам очередной итерации. К сожалению очень многие понимают маркетинг как метод генерировать лиды, а не как более сложный процесс из более масштабных инструментов — Планирования, Персонала, Продвижения, Продаж и массы других важных «П».
Маркетинг — не все так просто
Реализовать принципы и инструменты Маркетинга в реальной компании — это очень сложный процесс. Это совершенно сложная реализация, которая потребует длительной, тщательной, планомерной и последовательной работы. Вы спросите «Ради чего идти этим путем и что это даст?» — ответ более чем очевиден и прагматичен — «Вы станете более взрослой, зрелой, стабильной, прогнозируемой, устойчивой компанией, готовой играть в высшей лиге!»
Это процесс, которые сделает Ваш проект на порядки выше — даст вам и вашему персоналу стабильность, успешность и перспективы. Вы замечали, что кризисы стирают с рынка одних, но другие становятся еще сильнее и устойчивее? Одна из причин — в более устойчивом и прагматичном управлении, отношении к рынку.
Маркетинг — ваше успешное будущее
Представьте идеальную картину Вашего проекта в будущем — очевидно, что это успешная с точки зрения прогнозирования, планирования, персонала, продуктов, продвижения и продаж компания. И посмотрите на сегодняшнее состояние Вашей компании реалистично — вы видите там успешность в части вышеперечисленных инструментов Маркетинга? И далее следующий вопрос — вы хотите вырасти в идеальную компанию будущего или останетесь в текущем состоянии? Многие в ответе на эти вопросы достигают компромисса в необходимости оставаться в зоне комфорта.
Тренды из практики
Очень часто в моей практике крупные компании с большим бюджетом амбициозно заявляли, что «экономические кризисы» не в состоянии пошатнуть положение их компаний! И при этом эти предприниматели с насмешкой говорили об основных инструментах маркетинга… Они считали, что гораздо важнее совершенно другие параметры бизнеса и …. реальность показала, что эти предприниматели ошиблись! Многие из них уже потеряли свои компании или существенно ослабели. Готовы ли вы повторить эти массовые ошибки? Неужели настолько важны амбиции, а не здравый смысл? Почему научный подход не находит понимание, а вот эфемерные нравы и привычки манипулируют сознанием.
По сути дела вопрос обычный и банальный — пользуетесь ли вы в своей практике профессиональный инструмент или ваши амбиции «опытного» мастодонта вынуждают вас поступать по гордыне, а не по разуму?