Продвижение (также промоушн — от англ. promotion) — комплекс рыночной деятельности (маркетинговых мероприятий), целями которых являются:
- увеличение доли товара, услуги, компании или бренда, занимаемой ими на рынке;
- вывод продукта на рынок;
- увеличение их узнаваемости;
- привлечение новых клиентов,
- повышение эффективности продаж через коммуникативное воздействие на персонал, партнёров и потребителей
Есть три цели продвижения:
- предоставлять информацию потребителям.
- увеличивать спрос.
- различать продукт.
Цели и план продвижения
Цели продвижения и, следовательно, его план могут иметь широкий диапазон, в том числе:
- увеличение продаж,
- принятие нового продукта,
- создание бренда,
- позиционирование,
- конкурентное преследование
- создание корпоративного имиджа.
Термин «продвижение», как правило, используется внутри маркетинговой функции. Для публики или рынка такие фразы, как «специальное предложение», встречаются чаще.
Элементы Продвижения
Элементы продвижения используются в маркетинговых коммуникациях. Они специфически взаимодействуют между собой и оказывают на потребителя непосредственное прямое и косвенное воздействие. К элементам продвижения относятся:
- реклама;
- личные (прямые) продажи;
- создание общественного мнения (пиар, PR);
- стимулирование продаж.
Виды маркетинга
В категории традиционных видов маркетинга можно выделить несколько групп методов продвижения:
- реклама в традиционных СМИ (пресса, радио и телевидение),
- наружная реклама,
- связи с общественностью,
- организация различных мероприятий (выставки, дегустации, распродажи, акции, лотереи и пр.), а также изготовление различных презентационных раздаточных материалов (буклеты, каталоги и пр.).
Инструменты, применяющиеся для продвижения, можно разделить на две принципиально раздельные и, в то же время, не самодостаточные группы: реклама и обеспечение информацией. К рекламе относятся мероприятия, направленные на привлечение первичного внимания участников рынка; к обеспечению информацией — целевой объект такого внимания: тот или иной носитель информации (например, объявление в журнале — это обеспечение информацией, а сам факт существования нужного журнала и его тираж — реклама).
Интернет маркетинг
И тут важно отметить следующее:
– Интернет-маркетинг — это применение уже привычных нам инструментов маркетинга в сети Интернет
Интернет-маркетинг — это маркетинг продвижения продуктов и услуг с использованием цифровых каналов для охвата потребителей, явление относительно новое, и потому его корректно выделить в отдельную категорию. В данном случае под продвижением понимаются такие мероприятия, как: контекстная реклама, поисковая оптимизация, целевая реклама, тизерная реклама, ведение блогов, RSS-ленты, социальные сети и пр.
Поисковая оптимизация или SEO (англ. Search Engine Optimization)
Когда пользователь ищет в поисковой системе (Яндексе или Google) определенный запрос, поисковая система обрабатывает запрос и выдаёт перечень сайтов, которые отвечают на этот вопрос. Чем лучше сайт соответствует определённым требованиям — удобный, быстро работает, соответствует запросам посетителей, — тем выше вероятность, что он будет показан на 1–2 странице поисковика, а значит, больше пользователей узнают о товаре или услуге компании. Если говорить простыми словами, SEO продвижение — это комплекс работ, которые помогают сделать сайт удобным для пользователей и привлечь ещё больше посетителей.
Контекстная реклама
Контекстная реклама — это продвижение, с которой сталкивались все пользователи интернета, когда искали что-нибудь в поисковике. Она называется контекстной, потому что как раз-таки учитывает контекст:
- какими словами пользователь формулирует запрос?
- чем интересуется?
- где находится?
Контекстную рекламу можно разделить на два вида по платформам размещения:
- поисковики — обычно это Яндекс и Гугл;
- поисковые сети — сайты, которые позволяют размещать у себя рекламу, допустим, выделяют кусочек на сайте под неё. Такую рекламу мы видим, когда заходим на какой-то сайт — обычно она размещается сбоку, снизу, а иногда и сверху.
Цель контекстной рекламы — продажи, заявки, обращения пользователей. Когда рекламодатель размещает такую рекламу, он хочет, чтобы пользователь зашёл на сайт и сделал заказ. При этом важно, чтобы цена рекламы была ниже, чем расходы на размещение рекламы, приготовление и доставку заказа.
Реклама нацелена на продажу, поэтому важно отслеживать основные показатели контекстной рекламы:
- бюджет — сколько денег компания тратит на рекламу;
- показы — сколько людей увидели рекламу в интернете;
- клики — сколько раз на рекламу нажали;
- CTR — кликабельность объявления — какой процент из тех, кто видел рекламу, кликнул на неё;
- CPC — цена клика по рекламному объявлению;
- конверсии — процент переходов от одного действия к следующему. Например, процент конверсий показывает, сколько человек, кликнувших по рекламному объявлению, потом перешли в корзину. Затем уже другая конверсия показывает, сколько из них оплатили заказ.
Все эти показатели касаются именно рекламы, но есть ещё две важные бизнесовые метрики:
- ROMI — сколько удалось заработать сверх затрат на рекламу, то есть на сколько процентов окупился каждый вложенный рубль. Например, если вложили в рекламу 1 000 рублей, а заработали 1 500 рублей, то ROMI — 500 рублей;
- ДРР (доля рекламных расходов) — как ROMI, но наоборот. Показывает, сколько денег потрачено на привлечение одного рубля с рекламы. Например, если заработали 1 500 рублей, а потратили на рекламу 1 000 рублей, то ДРР — 30%.
На самом деле показателей эффективности контекстной рекламы намного больше, и их нужно подбирать под свою ситуацию. А чтобы рассчитать две самые крупные метрики — ДРР и ROMI — нужно ещё знать средний чек и месячную сумму продаж в компании.
Некоторые из этих показателей рассчитываются в рекламном кабинете ещё до запуска рекламы.
Продвижение – важное замечание!
Продвижение – важный инструмент Маркетинга, но необходимо понимать и помнить, что в последовательности важных инструментов, Продвижение следует исключительно после Продукта – комплекса мер, по анализу, сегментированию и позиционированию по отношению к конкретной целевой аудитории (ЦА). Если Продукт не проработан и не адаптирован под ЦА, то получить эффективные продажи не представляется возможным. В цепи последовательности необходимо качественно проработать и позиционировать Продукт. Только в этом случае возможно результативное Продвижение, а далее процесс финализируется в результативные Продажи
Эта логика и последовательность очень часто упускается из виду, что становится причиной неэффективного Продвижения и следовательно плохих Продаж. Кроме того, если не проработать и не адаптировать изначально грамотно Продукт – искажения и недоработки будут в части подбора и управления Персонала, а так же по части Планирования и Прогнозирования. Именно здесь затаилась ключевая роль в успешности реализации многих важных инструментов Маркетинга.