Теория о тупости (глупости) Бонхёффера представляет собой глубокий анализ природы человеческого невежества и его влияния на общество.
Теория о тупости (глупости) Бонхёффера — биография Дитриха Бонхёффера
Дитрих Бонхёффер родился (4.02.1906г) в протестантской семье врача-невролога и психиатра Карла Бонхёффера и Паулы фон Хазе.
Дитрих был шестым из восьми детей. Из его братьев:
- Карл Фридрих (род. 1899) стал известным химиком,
- Вальтер (род. 1901) погиб на Первой мировой войне,
- юрист Клаус был казнён за связь с участниками заговора против Гитлера 20 июля 1944 года,
- а также у Дитриха были две сестры Урсула (род. 1902) и Кристина (род. 1903),
- также, у Дитриха была сестра-близнец Сабина (род. 1906),
- а последней родилась Сюзанна (1909).
Дитрих окончил гимназию (1923), изучал теологию в университетах Тюбингена (1923—1924) и Берлина (1924—1927), где познакомился с доминирующей на тот момент в академических семинариях либеральной протестантской теологией, стал учеником либеральных богословов:
- Адольфа фон Гарнака (которого высоко ценил и уважал, хотя и не принимал большинство его взглядов, а в июне 1930 года присутствовал на его похоронах, где провозгласил траурную речь)
- Рейнгольда Зееберга (под руководством которого защищал впоследствии докторскую работу).
Значительное влияние на его взгляды оказал теолог Карл Барт, который тогда был профессором Гёттингенского университета, особенно повлияло на Дитриха прочтение его книги «Послание к римлянам».
В 1927 году защитил дипломную работу, посвящённую философскому и догматическому исследованию фундаментальных категорий церковной социологии (лат. Sanctorum communio). Доктор теологии (1929; тема диссертации: «Акт и бытие. Трансцендентальная философия и онтология в систематической теологии»).
В 1928—1929 — помощник пастора в немецкой евангелической общине в Барселоне (Испания). В 1930—1931 годах стажировался в семинарии Нью-Йорка. Затем стал пастором в берлинской Ционскирхе и преподавателем систематической теологии в Берлинском университете.
В 1933 году протестовал против расовой политики нацистов и участвовал вместе с пастором Мартином Нимёллером в создании Исповедующей Церкви, которая выступала против попыток НСДАП подчинить себе лютеранскую церковь посредством создания пронацистской «Евангелической церкви германской нации»
С конца 1933 по 1935 год жил в Англии. В 1935 году вернулся в Нацистскую Германию, стал организатором и руководителем семинарии Исповедующей церкви. В 1936 году ему было запрещено преподавать, затем ему также запретили публичные выступления и публикации. В 1937 году была закрыта созданная им семинария.
С 1938 года был связан с участниками антинацистского заговора — сотрудниками абвера. Муж его сестры Ганс фон Донаньи, участник заговора, в 1941 «завербовал» Бонхёффера в качестве агента абвера, чтобы обеспечить ему возможность поездок за рубеж. Используя свою работу в абвере, помог некоторым евреям бежать в Швейцарию. В апреле 1943 был арестован, обвинён в «подрыве вооружённых сил» и помещён в тюрьму Тегель. В заключении работал над записками, составившими опубликованную посмертно в 1951 книгу «Сопротивление и покорность».
После неудачи покушения на Гитлера 20 июля 1944 года и обнаружения в сентябре 1944 года секретных документов Абвера, касающихся заговора, Бонхёффера обвинили в связях с заговорщиками. Его перевели из военной тюрьмы Тегель в Берлине, где он находился в течение 18 месяцев, в подвал домашней тюрьмы Главного управления имперской безопасности (тюрьмы строгого режима гестапо). В феврале 1945 года его тайно перевели в концлагерь Бухенвальд и, наконец, в концлагерь Флоссенбюрг.
В этот период он смог сохранить несколько любимых книг — Библию, труды Гёте и Плутарха.
4 апреля 1945 года были обнаружены дневники адмирала Вильгельма Канариса, главы Абвера, и, прочитав их, Гитлер в ярости приказал уничтожить заговорщиков.
Бонхёффер был приговорён к смерти 8 апреля 1945 года судьёй СС Отто Торбеком в военном трибунале без свидетелей, протоколов судебных заседаний или защиты в концентрационном лагере Флоссенбюрг. Его казнили через повешение на рассвете 9 апреля 1945 года, всего за две недели до того, как солдаты 90-й и 97-й пехотных дивизий США освободили лагерь, за три недели до вхождения в Берлин советских войск и за месяц до капитуляции нацистской Германии.

Дитрих Бонхёффер оставил после себя существенный пласт книг (16-20 томов), теорий, размышлений и аналитики, которые позволяют многим исследователям понимать и развивать многие вопросы теологии, социологии и психологии.
Ряд христианских церквей и конфессий признают Дитриха Бонхёффера мученикам (символом лютеранского мученичества в XX столетии), его именем называются церкви, проводят конференции и изучают его бесценный опыт борьбы и противостояния со злом. Его книги, теории и записи переводят на различные языки мира, о его биографии снимают фильмы и ставят спектакли — история его жизни занимает существенный интерес у людей, которые в поиске многих значимых вопросов бытия.
Теория о тупости (глупости) Бонхёффера — основные тезисы теории
“Нам следует больше бояться глупых людей, чем злых» — философия Дитриха Бонхеффера, изложенная в Теории о тупости (глупости) Бонхёффера
«Глупость — еще более опасный враг добра, чем злоба. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам просто не верят, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение.
Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток.
Глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон.
Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации.
Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло.» — Теория о тупости (глупости) Бонхёффера
Сразу и точечно внесем ясность — в Теории о тупости (глупости) Бонхёффера, речь не идет о случаях слабоумия, невежества и других случаях изьянов! Речь идет о сознательном выборе разумных и полноценных людей против своего естества, против обычных человеческих ценностей. Речь идет о массовых случаях самообмана, сознательного отказа от человеческих ценностей в угоду пропаганде, массовым шаблонам, стереотипам, массовым (и часто стадным) инстинктам и фобиям.
Это явление не новое и частенько присутствовало в истории человечества — когда люди в угоду политическим, религиозным, социальным и прочим обстоятельствам — сознательно и умышленно вводят себя в состояния, при которых отказываются от естественных , логичных и разумных ценностей.
Это сознательное малодушие, трусость, подлость и особая форма сознательно выбирать глупость и тупость, чтобы подпитывать гнусность. Бонхёффер считает подобную тупость гораздо большей опасностью, чем обычное зло.
«Глупость — еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой;» — Теория о тупости (глупости) Бонхёффера
«В отличие от зла, глупость, представляет собой совершенно иную проблему. С ней непросто справиться по двум причинам:
- Во-первых, мы все проявляем к ней значительно больше терпимости. В отличие от зла, глупость не считается пороком, который большинство из нас воспринимает всерьез. Мы не упрекаем других за невежество и не осуждаем людей за отсутствие знаний.
- Во-вторых, глупый человек является трудным оппонентом. Он не уступает в спорах и не прислушивается к разумным аргументам. Более того, когда глупый человек оказывается в тупике, сталкиваясь с неопровержимыми фактами, он теряет самообладание и начинает действовать импульсивно.»
Это не интеллектуальная проблема, а скорее морально-нравственная!
Бонхёффер в своей Теории о тупости (глупости) считал, что «преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения»
В самую темную главу немецкой истории раздался голос мужества и интеллекта. Дитрих Бонхеффер, немецкий теолог и пастор оказался в центре нации, охваченной трусостью и преступностью. Именно во время заключения в 1943 году по обвинению в участии в заговоре против Гитлера, Бонхёффер начал глубоко размышлять о состоянии своей страны и корнях ее морального падения. То, что он обнаружил, было глубоким прозрением, которое сформировало его понимание человеческого поведения.
Основной мотив тяги к подобной тупости — это сознательный и умышленный отказ:
- от критического мышления,
- от совести, морально-нравственных ценностей
- от свободного выражения своего мнения, которое может отличаться от мнения большинства.
- от многих человеческих ценностей и естественной природы.
Теория о тупости (глупости) Бонхёффера — последователи…
В 1976 году знаменитый итальянский историк Карло Чиполла неожиданно публикует работу «Основные законы человеческой глупости». Сразу перечислю вкратце пять фундаментальных законов Чипполы:
- Нормальные люди не подозревают, что окружены большим числом глупцов, нежели они себе представляют. А если и подозревают – то склонны преуменьшать количество глупцов и их опасность;
- Любой человек в вашем окружении может оказаться глупцом, вне зависимости от образования, происхождения, социального статуса. Глупость – это не недостаток знаний, это определенная система мышления;
- Глупый человек всегда наносит тот или иной вред окружающим, не получая с того никаких выгод, зачастую он сам терпит убыток от своей глупости;
- Умные люди недооценивают вред, исходящий от глупцов, даже имея печальный опыт контактов с ними – и раз за разом наступают на старые грабли, неся убытки и получая ущерб;
- Глупый человек опаснее бандита, действующего со злым умыслом.
Если совсем кратко, то Карло Чиполла пришёл к таким выводам (порой спорным) не от полёта безудержной фантазии, а проведя исторический анализ состояния «здоровья» некоторых обществ Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, новых времён. В результате он пришел к убеждению: число глупцов во все времена – величина постоянная, на их количество не влияет время, пространство, религиозные, расовые, имущественные, классовые, социо-культурные или исторические переменные.
Но есть нюанс. Когда обществом руководят выдающиеся и умные люди, они способные провести мобилизацию элит и нейтрализовать процессы морально-духовного разложения, декаданса и наладить чётко работающую систему социальных связей сверху донизу. Нормальные члены общества просто не позволяют глупцам быть активными, наносить вред себе и окружающим.
Повторим пять основных законов по Чиполле:
- Всегда и везде люди неизбежно преуменьшают количество глупцов, имеющихся в обращении.
- Вероятность того, что тот или иной человек окажется глуп, не зависит ни от какой другой характеристики этого человека.
- Глупый человек — это такой человек, который наносит вред другому человеку или группе людей, сам не получая при этом никакой выгоды и даже, возможно, неся убытки.
- Неглупые люди всегда недооценивают вредоносную силу глупых людей. В частности, они забывают о том, что попытки иметь дело и/или связываться с глупыми людьми неизбежно плохо кончаются и дорого обходятся.
- Глупый человек — самый опасный из всех типов людей.
Теория о тупости (глупости) Бонхёффера — послесловие…
Сегодня мы видим массовые случаи глупости и реализации Теории о тупости (глупости) Бонхёффера в различных сообществах, странах и этносах… Развитие цифровых решений, соцсетей и ИИ лишь усиливает эффект — мы видим все больше случаев, когда человек добровольно отказывается от реальности в угоду эфемерных отношений и вымышленной (сетевой) «реальности»!
Во многих странах пропаганда политиков довела массовое коллективное сознание в зоны фобий и радикальных «…измов» — это ведет к катастрофическим трагедиям в будущем…
Но так ли опасна эта эпидемия и насколько подобная болезнь рискует разрастись до уровня пандемии? Медики уже обращают внимание ВОЗ и других международных организаций на угрожающий рост психических отклонений и прогнозируют мировую пандемию психических расстройств.
Лично я вижу вокруг многочисленные конфликты в различных социальных группах — семьях, друзей, коллективах и т.д., и т.п. — мир вокруг радикально сегментируется, но вопрос в качестве и уровне данных процессов — увы, но многочисленные случаи не отличаются разумным выбором.
В 21 веке веке современник стал более информированным — информации стало тысячекратно много — знания и накопления человеческого опыта стали вмиг доступны широким массам!
А что делает человек? Он использует эту информацию крайне неразумно, пытается массово искажать, перевирать… и самое важное — не пытается ее осмысливать:
- В 80-е 20 века считалось, что у нас самый читающий народ — везде люди много читали, но… Это было праздное любопытство и попытка скрасить досуг, но отнюдь не тяга к развитию — прочитанное совершенно не осмысливалось!
- 90-е дали ясный и четкий ответ — мы все помним, что и как реализовалось в стране… «Если вы такой умный — почему вы такой бедный?» — вот ключевой вопрос эпохи… Но что дали последующие годы?
- Накопление богатств не сделало людей успешными — первая четверть 21 века показывает всем нам, что огромные капиталы не дают успешности, как обилие прочитанного не дает знаний, интеллекта и т.д.
Но при этом вокруг сохранились и выросли одинаковые фобии, по прежнему общество не ценит ни Основные законы, ни Божьи каноны, ни единую другую систему мышления или развития… Ладно о духовном — мы даже элементарное производство и труд во благо развития обесценили.
Сегодня мы не найдем вокруг во многих процессах тех важных человеческих ценностей, о которых веками человек разумный говорил как о ценности!
Почти сто лет назад Эйнштейн откровенно и адресно написал, что человек без Веры — обречен, что именно Вера несет в себе то важное и ценное духовное, которое направляет науку в верном направлении… Он утверждал, что настоящий ученый может быть агностиком, но не атеистом! И что мы видим сегодня? Невежественное большинство, не имеющее даже минимального интеллекта и образования, но отрицающее Веру, бьющее себя в грудь с гордостью «Я атеист, потому как сторонник науки, знаний и образования«). Разве число таких заявителей не равно числу объектов проблемы Теории о тупости (глупости) Бонхёффера и его последователей?
Я затронул лишь вопрос веры — но аналогичные процессы происходят во многих окружающих нас вопросах — социальных, политических, предпринимательских и т.д.
И вот этот всеобщий хаос, где человек разумный пока качественно занимает меньшинство и вынужден пробиваться через болото невежества окружающих масс- в современном 21 веке уже не столько реалистичный и естественный процесс, а искусственно навязанный стереотип!
Многие политические и социальные властные центры планеты искусственным образом используют данные стереотипы для продолжения своей идеологии колонизации, наживы, разграбления и уничтожения.
В этой концепции все большую значимость начинают приобретать многие теории:
- Теория о тупости (глупости) Бонхёффера,
- Пассионарная теория этногенеза Гумилева,
- многие другие труды мыслителей…
Сегодня каждый человек на планете должен (и на самом деле делает!) ежедневный и многократный выбор — начиная от образования, заканчивая выбором одежды и еды, в вопросах воспитания, Веры, идеологии, мышления, восприятия окружающего мира… Махатма Ганди показательно снял английский костюм и оделся в домотканую традиционную одежду в начале своей борьбы со злом без насилия…
Сегодня, глядя на многие процессы, я поражаюсь, что подобное происходит в стране — Родине Пушкина, Толстого, Гумилева, Бердяева, Радищева, Чаадаева… Родине Высоцкого, Жженова, Шукшина…
Каждый из нас формирует реальность вокруг — выбором различных продуктов, действий и решений!
Основной вопрос — какие мотивы, критерии и ценности являются «фильтрами» этого выбора? Чем мы мотивируемся, от чего мы отталкиваемся? Насколько наши критерии выбора отличаются избирательностью, какими ценностями мы мотивируем свой выбор?
Приведу лишь маленький фрагмент человеческой глупости — большинство проектов, которые я сегодня наблюдаю — отличаются следующей моделью управления:
- Из шаблона «кнутом и пряником», сегодняшние менеджеры с удовольствием принимают «кнут» (штрафы, запугивания, ругань, подставы, травлю и т.д.) по отношению к персоналу, а не «пряник». При этом глупость ситуации дошла до того, что примитивный и деградирующий ум этих управленцев понимает под «пряником» только финансовую сторону (зарплату, премии и т.д.), но не разнообразные средства и методы нематериальной мотивации! Для осознания- посмотрите на дрессировщиков, кинологов и т.д. — они гораздо чаще используют «пряник», а не «кнут»! Разве человек хуже понимает мотивацию, чем животные?
- Любое проявление многочисленных дурных действий в бизнесе моментально оправдываются шаблоном «звериное лицо капитализма»! При этом мы все знаем, что капитализм — это всего лишь материальная сторона и она очень эффективно реализуется во многих странах, где социальные и духовные уровни развития отличаются очень высокими достижениями.
- Сегодня мы видим массу лозунгов и шаблонов, которые призваны обесценивать многие каноны, традиции, опыт и практику человечества, но дают ли они столь же универсальный и проверенный путь? Отрицание человеческих достижений и ценностей в замен чему? Если мы отрицаем и уничтожаем одно, то не практично ли подумать — а что мы планируем взамен? С каким результатом?
- Современник уже покорил Космос, создал уникальные компьютеры, цифровую реальность, ИИ… но при этом не смог разобраться в базовых духовных (психологических) основах самого себя! Мы все понимаем, что возможность всему человечеству начать вести более осмысленную жизнь (единственную и бесценную) гораздо важнее, чем многие глупости, которые мы себе позволяем, но при этом не каждый день выделяем хотя бы час на осмысление этой важной и незаменимой мысли!
Вы тратите свою бесценную жизнь на что:
- на генерацию ценного или разрушение?
- творение, созидание и формирование чего-то ценного или разбазаривание и накопление злобы?
- Ваш день, неделя, месяц, годы…жизнь — из чего они состоят? Полезного и ценного или дурного и разрушающего?
- что вы строите и что разрушаете? Вы строите доброе и полезное, а разрушаете злое и дурное? Или наоборот? К чему приводят Ваши мысли, планы и действия?
Теория о тупости (глупости) Бонхёффера — противоядие
Я все более уверяюсь, что в природе заложены огромные и интересные процессы и события, которые мы упускаем в своей ежедневной мысли.
Наша планета в сумасшедшем круговороте цикличных действий — мы вращаемся со скоростью свыше 1650 км\ч вокруг своей оси, со скоростью 30 км\сек вокруг Солнца, наша Солнечная система вращается вокруг центра Галактики со скоростью 240 км\сек… Мы лишь пылинки во всем этом высокоскоростном круговороте огромных махин… и наши помыслы настолько незначительны, настолько ничтожны…
Но мы можем стать вершителями многих свершений — если обратим свой разум в нужное русло!
- НЕ массовых тупых шаблонов
- НЕ массовой деградации
- НЕ массовых процессов разрушения и комплексов!
Мы можем достичь успешности, развития, преобразований — чтобы освободить человечество от многих рисков и ошибок — и выбор этот необходимо сделать каждому и ежедневно! Самоанализ, критичное мышление, поиск и исследования, практика и многочисленные решения помогут нам добиться достижений!
Мир вокруг станет гораздо лучше, если каждый из читающих эти строки сможет применить это мышление и отказ от тупости в своей среде:
- в своей семье
- в кругу друзей
- в коллективе
- в своем бизнесе
- в своем населенном пункте
Именно освобождение человека разумного от дурных и разрушительных оков может стать тем путем, который спасет человечество и даст развитие на следующий уровень. Теория о тупости (глупости) Бонхёффера — это еще труд, который поможет нам существенно осознать и преодолеть многие проблемы, а лично я включаю его в список моих избранных Наставников