Теория пассионарности Гумилева — это концепция, разработанная Львом Гумилевым, которая описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов (сообществ) с окружающей средой и другими этносами (сообществами).
Теория пассионарности — краткая биография Л. Н. Гумилева
Основные факты
Полное имя: Лев Николаевич Гумилёв
Дата рождения: 1 апреля 1912 года
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская Империя
Дата смерти: 26 октября 1992 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская федерация
Образование и ранняя жизнь
Семья: Сын поэтессы Анны Ахматовой и писателя Николая Гумилёва.
Учёба: Учился в Петроградском университете, изучая этнографию, но не завершил образование из-за ареста в 1938 году.
Карьера
Тюремные годы: В 1938 году был арестован и провёл несколько лет в лагерях ГУЛАГа.
Этнография: После освобождения стал активно заниматься этнографией и историей, исследуя различные народы и культуры.
Кандидат наук: В 1959 году защитил диссертацию на тему «Этногенез» и получил степень кандидата исторических наук.
Главные труды и концепции
Теория пассионарного этногенеза — Основная концепция, основанная на идее о том, что развитие этносов и народов происходит под воздействием «пассионеров».
Известные произведения:
«Этногенез и биосфера Земли» (1978)
«Древние тюрки» (1967)
«Глобальная история» (1992)
Поздние годы и наследие
Преподавание и популяризация: Гумилёв активно преподавал и участвовал в научной деятельности, способствуя популяризации своих идей.
Увлечения: Он также занимался путешествиями и археологией.
Наследие: Его работы оказывают влияние на современные исследования этнологии, исторической науки и культурологии.
Влияние
Лев Николаевич Гумилёв оставил значительное наследие в изучении этногенеза и культурных процессов, его работы продолжают вызывать интерес у специалистов и широкой аудитории.
Теория пассионарности — основные положения теории
Основная мысль теории (полное название — Теория пассионарного этногенеза) основывается на идее, что развитие народов и этнических групп происходит под влиянием «пассионарности» — концепции, описывающей внутренние силы и стремления, побуждающие индивидов к активным действиям.
Как это работает:
- Появляется группа пассионарных людей
- Они объединяют вокруг себя других
- Формируется новый этнос (сообщество) или происходит крупное качественное изменение
Основные компоненты этноса (сообщества людей):
- Пассионарии (10%) — активные, движущие силы развития
- Гармоники (80%) — основная масса, обеспечивающие стабильность
- Субпассионарии (10%) — пассивные элементы общества
Замечание 1: Я рекомендую относиться к данным значениям процентов гибко, потому как нет и не было в истории тотальных статичных подобных значений и эти состояния находятся в постоянной динамике. Скорее всего число и пассионариев, и гармоников, и субпассионариев находится в постоянном динамичном состоянии из-за внутренних и внешних факторов.
Замечание 2: При этом в сочетании с теорией о глупости Бонхёффера — вопрос о соотношении становится более понятным фактором. Под влиянием различных обстоятельств (кризисов) начинает радикализироваться соотношение тех или иных компонентов в зависимости от культуры, нравственности, психологии и воспитания большинства людей. А большинство начинает «выбирать» при поляризации более «сильную» сторону и именно морально-нравственная составляющая определяет — сможет ли сообщество уберечься от неотвратимых бедствий.
Замечание 3: Мое субъективное понимание пассионарной теории выходит из узких рамок этносов, на различные сообщества людей — партийные, конфессиональные, корпоративные… отраслевые… религиозные церкви, культы, ордены… вплоть до преступных сообществ (мафии и Коза Ностры). История показывает, что многие подобные сообщества оказались более жизнеспособными, активными и вполне обособленными по своим отличительным качествам по сравнению с рядом стран. Если мысленно проецировать приведенные в теории принципы на различные сообщества — становится очевидной универсальность теории.
Теория пассионарности — структура пассионарной теории этногенеза
Суть теории в том, что окружающая среда — традиции, ландшафт, природа, климат, локация и интенсивность взаимодействия с представителями различных культур и этносов — напрямую влияет на формирование наций, сообществ, этносов, их культуры, политических традиций и государственности.
Пассионарная теория этногенеза представляет собой сложную систему взглядов на развитие и эволюцию этнических групп (сообществ). В этой теории центральное место занимает понятие «пассионарность» и её влияние на исторические и культурные процессы.
Основные элементы структуры теории
- Пассионарность — как внутренняя энергия и стремление индивидов, побуждающее к активным действиям и лидерству.
Роль в этногенезе: Пассионарии инициируют изменения и трансформации внутри этнических групп, осуществляя воздействия на их развитие. - Этапы этногенеза
Гумилёв выделяет несколько ключевых этапов, через которые проходит большинство этносов:Формирование:
Процесс возникновения группы (этнической) на основе общих культурных и исторических факторов.
Выявление пассионарных личностей, которые играют агрегационную роль.Развитие:
Устойчивое развитие культуры, языка, традиций, а также укрепление внутренней идентичности.
Появление и развитие социальных институтов.Деградация:
Ослабление внутренних связей и потеря пассионарности.
Возможное растворение этноса в более крупных общественных образованиях.Обновление:
Возрождение этнической идентичности и пассионарности при благоприятных условиях.
Возможность интеграции новых идей и элементов из других культур. - Система и антисистема
Система: Обозначает гармоничное сосуществование и согласие внутри этноса, что способствует стабилизации и развитию.
Антисистема: Появляется в результате конфликтов, противоречий и расщепления внутри этнической группы, что приводит к дезинтеграции и упадку. - Экологические факторы
Среда обитания и природные условия, которые оказывают влияние на развитие этносов.
Экологические изменения могут спровоцировать миграции и адаптацию, способствуя либо росту, либо деградации. - Культурная и историческая память
Культурное наследие: Соединяет поколения и формирует мировосприятие, основывающееся на истории, традициях и моральных нормах.
Исторические события: Ключевые моменты истории, такие как войны, миграции и другие социальные изменения, которые оказывают влияние на развитие этнической идентичности.
Заключение
Структура пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва представляет собой многоуровневую модель, которая описывает процессы, формирующие этносы, и их взаимодействие с окружающей средой. Отслеживание этих элементов позволяет глубже понять, как пассионарные силы влияют на развитие человеческих обществ и культур.
Теория пассионарности — Цикличность.
Гумилёв отмечал периодичность пассионарных волн, когда различные народы (сообщества людей) могут переживать подъемы и спады в своей активности и развитии.
Экологические и исторические факторы:
Для формирования и поддержания пассионарности важны экологические условия, а также события в истории, такие как войны и миграции.
Теория пассионарности — Критика
Теория Гумилёва подвергалась критике за:
- Сложность проверки ее эмпирической состоятельности.
- Избыточное обобщение, что может приводить к стереотипному восприятию множества этнических и культурных процессов.
Разумеется, что подобная теория требует более серьезного, масштабного изучения, анализа и сравнений, большей критики, большего числа итераций — пожалуй не в рамках деятельности одного или двух ученых, а предмет более масштабной работы отдельных институтов. Уверен, что где то на уровне Стэнфордского университета
Теория пассионарного этногенеза Гумилёва представляет собой оригинальный способ объяснения динамики этнических процессов и подчеркивает важность индивидуальных и коллективных психических характеристик в истории народов. Хотя и критикуемая, она продолжает оставаться актуальной в научных обсуждениях и исследованиях.
Далее я хочу представить основные и ключевые аспекты теории
Теория пассионарности — Морально-нравственный аспект
В рамках теории пассионарного этногенеза Л. Гумилёва морально-нравственные аспекты играют важную роль в понимании поведения и взаимодействия этнических групп и сообществ, а также в формировании их идентичности.
Основные морально-нравственные аспекты
Пассионарии как образцы:
- Пассионарии, обладая высокой моральной и нравственной ответственностью, становятся моделями для подражания.
- Их действия и идеи могут оказывать значительное влияние на общественное сознание, что поднимает этические нормы и ценности в конкретном сообществе.
Социальная солидарность:
- Высокая моральная ответственность содействует укреплению социальной солидарности среди членов этноса.
- Объединение людей вокруг общих моральных и культурных ценностей создает устойчивую этническую идентичность.
Историческая память:
- Морально-нравственные ценности, характеризующие определенный этнос, формируются в процессе исторических событий и передаются через поколения.
- Восприятие своей истории, основанное на моральных уроках, влияет на поведение будущих поколений.
Экологическая мораль:
- Осознание связи между нравственными установками и окружающей средой становится важным аспектом благополучия народа.
- Ответственное отношение к природе и ресурсам формируется как составляющая морально-нравственного воспитания.
Пассионарные конфликты:
- Нравственность может подвергаться испытанию в условиях конфликта, где пассионарные всплески могут привести к агрессии или, наоборот, к объединению и защите общих ценностей.
- Моральные дилеммы, возникающие в ходе столкновений между этносами, требуют анализа с точки зрения этики и нравственности.
Заключение
Морально-нравственные аспекты в теории пассионарного этногенеза подчеркивают важность этических норм и ценностей в формировании идентичности и поведении этнических групп. Эти аспекты не только влияют на внутренние процессы, но и определяют взаимодействие с другими народами, углубляя понимание многогранности этнического поведения.
Теория пассионарности — наглядные примеры
Как морально-нравственная сторона пассионария Александра Македонского (или Наполеона Бонапарта) сочетается с морально-нравственной стороной Адольфа Гитлера с точки зрения теории пассионарного этногенеза?
Сравнение морально-нравственных аспектов Александра Македонского и Адольфа Гитлера с точки зрения теории пассионарного этногенеза Л. Гумилёва позволяет рассмотреть, как характер и этика лидеров влияли на развитие их этноса и достижения. Несмотря на различия в исторических контекстах и последствиях их деятельности, оба представляют собой примеры пассионарных индивидуумов.
1. Александр Македонский
Краткая характеристика
Лидерство: Молодой полководец, объединявший греческие города и создававший огромную империю.
Пассионарность: Его энергия и стремление к завоеваниям вдохновляли целые народы.
Морально-нравственные аспекты
Цели и идеалы: Стремился к распространению греческой культуры (эллинизма) и объединению различных народов.
Этические нормы: Часто использовал жестокие методы, однако его действия расценивались как «в открытых границах» в условиях войны.
Наследие: Образ великого завоевателя, который символизировал стремление к знаниям, культурному обмену и развитию.
2. Адольф Гитлер
Краткая характеристика
Лидерство: Вождь нацистской Германии, инициировавший мировую войну и геноцид.
Пассионарность: Его идеология и действия многими воспринимались как националистическое и расистское движение, которое возбудило широкое движение поддержки.
Морально-нравственные аспекты
Цели и идеалы: Стремился к созданию «арийской расы» и уничтожению «дегенератов», проводя политику геноцида.
Этические нормы: Является ярким примером морального упадка, где человеческие жизни не имели ценности, кроме расовых концепций.
Наследие: Намного более негативное, чем у Александра, символизирует разрушение, ненависть и страдания.
3. Сравнение морально-нравственных сторон

Теория пассионарности — Система и антисистема
Термины «Система\Антисистема» появились в 1717 году, когда четыре брата Пари из Гренобля попытались свергнуть финансиста Ло (Жана де Лористона) и его систему (Систему Ло) под влиянием англо-голландских парламентариев. Антисистема закончилась 28 октября 1719 года. Согласно словарю Литтре, антисистема — это финансовая система, противостоящая финансовой системе Ло.
Термин был придуман политологом Джованни Сартори, который ввел его в свою классическую работу «Партии и партийные системы» (1976), хотя, по словам Ханса Даалдера, термин уже использовался в начале 1960-х годов.
В теории пассионарного этногенеза Льва Гумилёва концепция системы и антисистемы играет ключевую роль в понимании динамики этнических процессов и взаимодействия различных культур, их морально-нравственных ценностей и различий. Эти понятия помогают анализировать, как группы людей могут интегрироваться или, наоборот, противостоять друг другу.
Теория пассионарности — Система
Система обозначает совокупность взаимосвязанных элементов, которые работают в согласии, создавая стабильную и гармоничную среду для развития этноса.
Основные характеристики системы включают:
Единство и согласие:
- Члены Системы имеют общие цели, ценности и моральные нормы.
- Мобильность и кооперация внутри этноса способствуют его развитию.
Энергия и пассионарность:
- В Системе присутствуют пассионарии, вдохновляющие и организующие коллективные действия.
- Развитие культуры, науки и искусства происходит благодаря активной роли таких индивидуумов.
Устойчивость:
- Система показывает высокую устойчивость к внешним импульсам, поскольку члены этноса сплочены и имеют необходимые внутренние ресурсы.
Примеры
- Древнегреческие города-государства: Объединяя свои усилия, города, такие как Афины и Спарта, достигли значительного культурного и военного развития.
- Римская империя: Сплочённость римских легионов и граждан способствовала расширению и укреплению империи.
Теория пассионарности — Антисистема
Антисистема, в противоположность Системе, представляет собой структурный элемент, проявляющийся в условиях конфликта и противостояния. Основные характеристики антисистемы включают:
Разделение и противоречия:
- Антисистема характеризуется конфликтами внутри этноса или между различными группами, что приводит к дезинтеграции.
- Эти группы могут иметь противоположные идеалы и моральные нормы.
Пассионарность в отрицательной форме:
- В рамках антисистемы могут возникать пассионарии, ведущие к деструктивным действиям и агрессии.
- Конфликтные ситуации порождают новое видение, но часто через насилие и разрушения.
Нестабильность:
- Антисистема демонстрирует высокую степень нестабильности, вызывая культурные и социальные сдвиги.
- Это состояние может привести к войнам, разрушениям и коллапсу существующих структур.
Примеры
Националистические конфликты: Конфликты на постсоветских и социалистических странах в 1990-х годах, где различные этносы противостояли друг другу, создавая антисистему.
Гражданские войны: Конфликты в странах, таких как Ирак, Сирия или Ливия, где антисистемные силы оспаривают легитимность существующей власти.
В теории пассионарного этногенеза понятия Системы и Антисистемы помогают объяснить, как этносы развиваются и взаимодействуют. Понимание этих концепций важно для анализа исторических событий и современных процессов в рамках этнических и культурных конфликтов. Системы создают гармонию и устойчивость, тогда как антисистемы приводят к конфликтам и нестабильности, что делает их ключевыми элементами в динамике человеческих обществ.
Теория пассионарности — цикличность этногенеза:
Фаза подъема (250-300 лет)
Интенсивный рост пассионарного напряжения
Активная экспансия этноса
Резкий рост всех видов активности
Акматическая фаза (250-300 лет)
Стабилизация уровня пассионарного напряжения на максимуме
Господство пассионариев жертвенного типа
Наибольшее число субэтносов
Максимальная частота исторических событий
Фаза надлома (250-300 лет)
Начало снижения пассионарного напряжения
Внутренние конфликты из-за взаимной вражды пассионариев
Рост числа субпассионариев
Инерционная фаза (250-300 лет)
Продолжение снижения пассионарного напряжения
Укрепление государственной власти
Накопление материальных и культурных ценностей
Фаза обскурации
Пассионарное напряжение падает ниже “нулевого” уровня
Преобладание субпассионариев
Деградация общественной системы
Фаза регенерации
Кратковременное восстановление пассионарности
Использование сохранившихся пассионариев на окраинах ареала
Реликтовая фаза
Завершение процесса этногенеза
Минимальное пассионарное напряжение
Гомеостаз с окружающей средой
Отсутствие исторической активности
Важно отметить, что график цикличности не является симметричным или повторяющимся подобно природным циклам. Он представляет собой асимметричную, дискретную кривую, больше похожую на процесс горения костра или увядания листа. После нескольких вспышек активности остаются лишь “угольки”, и для нового цикла требуется новая “вспышка пламени” — пассионарный толчок.
При этом последние две фазы (регенерация и реликтовая) иногда объединяют в одну — мемориальную. А продолжительность заключительных фаз может быть существенно короче начальных, так как при низком уровне пассионарности этнос становится уязвимым для ассимиляции или уничтожения другими народами.
Теория пассионарности — мои мысли и представления
Я не стану тратить время на традиционную критику по поводу космических сил и влияний, по свидетельству многих современников Гумилева — эта часть была активно использована автором с одной целью — в советские времена была сильная цензура и многие авторы теорий умышленно вносили в свои работы некие вопросы, которые однозначно цензурой были бы подвергнуты обструкции и запрещены. Но это давало возможность «протащить» через цензуру остальную часть работ. Иными словами данный аспект использовался как громоотвод для цензуры.
Я так же не стану тратить время на современные трактовки многих политологов Теории пассионарности с точки зрения оправдания тех или иных решений современных властей — считаю подобные усилия совершенно не имеющими ценности с научной и стратегической точки зрения — их неуспешность уже доказана историей за столь короткий промежуток времени!
В моем понимании, теорию пассионарного этногенеза не правильно понимать исключительно в рамках страны, а гораздо шире:
- к примеру этногенез цыган никак не связан с конкретной страной, локацией, климатом
- или этногенез итальянской части граждан США — это отдельная субкультура со своими особенностями.
- тот же пример афроамериканцев в США…
- пример конфессиональных и религиозных групп тоже очень характерный — те же госпитальеры и тамплиеры, мормоны
Точно так же, я бы предлагал рассматривать сообщество предпринимателей, корпораций — по сути в каждом регионе или стране — формируется свой стереотип, генезис (Генезис — это происхождение, возникновение чего-либо; процесс образования и становления развивающегося явления.)
И даже внутри предпринимательской среды — различные отрасли, этнические, конфессиональные группы, специфические профессии — многочисленные сообщества имеют свою субкультуру и генезис.
Для меня очень интересна история пассионариев в предпринимательстве на протяжении последних 100 лет — это очень драгоценный и бесценный материал для аналитики, осмысления и прогнозов. И в этом вопросе я вижу радикальную разницу между успешными (Система) корпорациями, отраслями, экономиками и с другой стороны откровенно провальными (Антисистема) с аморальными пассионариями на плечах субпассионариев при существующих антисистемах.
Теория пассионарности — примеры в предпринимательстве.
Приведем примеры из деятельности корпораций и профсоюзов:
- не секрет, что многие профсоюзы, СРО и НКО по сути своей пустышки — они совершенно не несут никакой фактической пользы, а наоборот (как антисистема) совершенно дискредитируют задачи цели своего существования. Их проблема — обилие субпассионариев в управлении.
- при этом я знаю ряд профессиональных сообществ, которые смогли удержать и усилить свои интересы на фоне многолетних кризисов, попыток пессимизации и т.д. и произошло это исключительно из-за силы и сплоченности пассионариев в данных сообществах.
Одним из лучших примеров мы можем представить нелегальный бизнес американской этнической итальянской Коза Ностры (на сицилийском языке Cosa Nostra — «наше дело», нелегальный бизнес, предпринимательство) — причем на протяжении столетия можно лицезреть все фазы этногенеза. По аналогии и Триада, и Якудза — с их историей трансформаций, фазами усиления и деградации — это очень интересные примеры для анализа.
Но перейдем к самой сути процесса — рассмотрения Теория пассионарности в предпринимательстве.
На мой взгляд успешность в этом вопросе для отечественной экономики вполне очевидна и необходима — именно экономическая сторона в истории нашей страны является тем уязвимым звеном — где мы традиционно нуждались в помощи! Со времен Петра Великого и до Сталина — усиление экономики России было исключительно на основе помощи зарубежных технологий и пассионариев. Почитайте Дюма «Учитель фехтования» и вы увидите тренд — лучшие специалисты Европы получали максимально выгодные условия в России… Иосиф Сталин дважды (после Гражданской войны и ВОВ) поднимал с помощью США экономику СССР в короткие сроки выводил страну в лидеры.
И именно из-за экономического кризиса рухнула Советская система — несмотря на бесконечную пропаганду «успеха»!
При этом каждому обывателю вполне очевидно сравнение экономик РФ и того же Китая с 90-х и до сегодняшних реалий — стартовав с более худших позиций, экономика Китая сегодня на третьем месте (23 трлн) в мире после совокупного ЕС (28 трлн) и США (25 трлн). При этом наша экономика в 2023 г оценивалась как 1,2 трлн
Генезис с рамках отраслевых успешностей и провалов так же интересен для анализа в сфере туризма, путешествий и гостиничного сервиса — по сути за последние 30 лет мы все стали очевидцами становления, успеха и провалов в различных странах, этносах и т.д.:
- успех туризма и гостиничной отрасли в Турции — показатель способности пассионариев возглавить процессы и повести за собой заинтересованных. К слову Гумилев часто приводил турецкий этнос как один из успешных моделей с помощью пассионариев выстраивать успешные решения и тем самым добиваться успехов — в мореходстве, различных видах экономики и искусств — по сути вся история Турции — это бонусы и привилегии различным пассионариям (вне зависимости от этнической принадлежности) с целью достижения результатов.
- аналогичный успех в Греции, Испании и многих других стран, которые смогли перенять успешный мировой опыт и развить его у себя в своем генезисе…
Я часто привожу примеры успеха в туризме бывших постсоветских республик — Грузии, Армении, Узбекистана. Уже долгие годы 3-х млн Грузия принимает 8-9 млн туристов на своих курортах и гостиницах… Аналогично, 3-х млн Армения обслуживает 4-5 млн туристов в год… При этом в указанных выше странах очень много в области туризма и гостиничного сервиса специалистов из РФ.
Напрашивается вывод, что провалы и неуспешность отечественных «усилий» возможно не в отсутствии кадров, не в отсутствии специалистов, не в отсутствии этнических причин, а исключительно в засилии субпассионариев в управлении.
Именно наличие пассионариев в управлении приводит к успеху, а если эти пассионари имеют в своей основе морально-нравственные ценности — то успех просто гарантирован. Сегодня успех Узбекистана является показательным настолько, что о нем даже говорит президент РФ на Питерском экономическом форуме с трибуны.
Отечественный бизнес в засилии бюрократии чиновников, законодательной\нормативной зарегулированности и номенклатурных субпассионариев, которые лишь призваны для отмывания бюджетных средств — это обреченный на провал пример Антисистемы.
Именно анализ и осознание ситуации дает стимул для осмысления и поиска ответов на вопрос — «а что дальше?» и «что же делать?»
Мне очень часто задают эти вопросы многие — причем важно не только обреченность, с которой задают вопросы, но и нервозность — что является показателем беспомощности. На самом деле ответы есть уже давно и я постоянно их привожу в своих статьях — мудрейшие умы в России и за рубежом уже давно дали ответы на все вопросы. Вопрос лишь в наличии воли и энергии пассионариев для достижения целей.
Простое осмысление многих теорий и практических рекомендаций дает простой и понятный ответ — именно осмысление и поиск дают начало пути к результативности! Необходимо освободить себя от многочисленных ошибочных шаблонов и начать свой путь к успеху!
Успешность — это не лотерея или врожденное качество, а путь преодолений и достижений, с планом, тактикой и стратегией, с пониманием важных критериев, задач и целей, путем многократных итераций, прогнозов и аналитики. Прям в точности как это происходит в классическом маркетинге.
Очень многие слабые люди задают вопрос — а зачем и ради чего эти усилия? Посмотрите на успешных людей — их путь был очень не легким, полным тягот и испытаний, они преодолевали такие же бытовые проблемы. Гумилев не мог поступить в ВУЗ из-за отсутствия работы после первого тюремного срока и вынужден был работать сторожем в психбольнице… Великий отечественный певец В. Ободзинский был вынужден работать сторожем на фабрике по пошиву галстуков… Таких историй очень много и они говорят о том, что эти великие люди достигли высот не потому, что имели врожденный ядерный заряд энергии, а исключительно добивались значимых для себя целей, чтобы внести свою бесценную лепту и прожить свою жизнь со значением.
Сезар Ритц оставил после себя стандарты и эталоны роскоши в отельном и гостиничном сервисе — его имя стало нарицательным в области роскошных отелей по миру. Есть много таких людей и их имена, их дела, их наследие — является бесценным для последующих поколений.
Теория пассионарности Л. Н. Гумилева разумеется еще требует большего изучения, осмысления и у нее (теории) есть еще много перспектив для полноты и доведения до системного раскрытия. Но одно очевидно, что это ключ к понимаю многих факторов к истории, развитию и прогрессу разумного и успешного человечества.
Ключевой вопрос к современному обществу — хватит ли коллективной воли, желания и готовности осмыслить все достижения отечественных мыслителей и реализовать успешные решения для всей страны?