Аудит Маркетинга (Маркетинговый аудит) — это анализ маркетинговой деятельности компании. Простыми словами, маркетинговый аудит — это оценка маркетинговых стратегий, комплекса целей-задач, основных инструментов маркетинга, практики, приоритетов и других видов активностей.
Аудит Маркетинга – общие вопросы
Рассмотрим вопросы Аудита маркетинга, которые довелось в своей практике реализовать, ознакомимся с основными моментами и важными аспектами, на которые стоит обратить внимание.
Аудит каждого направления требует знаний темы и предмета проверки, оценки состояния дел. Помимо профессионализма, очень важен системный и комплексный подход к задаче, который поможет снизить долю упущений.
Отдельно стоит отметить, что в процессе аудита важно:
- — определить цели и задачи аудита
- — получать достоверную и исчерпывающую информацию
- — фиксация и документирование выявленных фактов
- — обобщение выводов
- — составление отчета и рекомендаций
- — консультации по возможностям решений
Аудит инструментов маркетинга
Аудит Планирования
Аудит маркетинга и анализ всех маркетинговых планов различного уровня реализации – план по персоналу, по продуктам, поставщикам, медиа-план, план продаж, план доходов-расходов или бюджет и многие другие виды планирования подлежат аудиту, анализу и определения состояния. Именно от уровня планирования, периодической отчетности, статистических срезов и показателей становится понятно об уровне и качестве управления в проекте. Исключительно опыт итераций в планировании, количество и качество итераций в планировании дает результат гарантированный и результативный!
Попытки взять со стороны “самый идеальный план” от “авторитетного эксперта” – это самая основная и частая ошибка. Многократно настаиваю и предлагаю – качественное планирование – это многократные и повторяющиеся планы внутри проекта.
Аудит Персонала (СУП)
Включает в себя следующие направления – аудит подбора персонала, аудит адаптации, развития и удержания персонала (onboarding), аудит кадрового делопроизводства. Система управления персоналом (СУП) – один из самых важных инструментов в предпринимательстве! Это направление требует серьезного внимания, потому как профессиональный подбор персонала, его адаптация, мотивация, контроль и развитие обеспечивают успех развития компании или проекта!
Аудит Продукта
Оценка свойств конечного продукта (товара или услуги), их соответствие установленным требованиям. По сути необходимо качественно проанализировать соответствие Продукта ожиданиям потребителей, целевой аудитории (ЦА), насколько правильно Продукты качественно позиционируются на рынке, соответсвуют потребностям клиентов и специализации персонала. Уже на этом уровне аудита становятся понятны многие параметры, которые далее дадут результат в Продвижении и Продажах
Аудит Продвижения
Проверка, оценка и формирование рекомендаций по доведению информации о Продукте Целевой аудитории(ЦА). Очень часто на этом этапе замыкаются внутри комплекса Продвижения, хотя как показывает практика – большинство проблем находятся в процессе формирования Продукта! Ошибки предыдущего уровня могут сильно сказаться на качестве Продвижения
Аудит Продаж
Комплекс аудита презентаций, личных (прямых) продаж, скриптов, степени владения Продуктом и этапами эффективных Продаж, мотивацией и заинтересованностью… Как правило Аудит продаж – это результирующая часть в цепи аудита основных инструментов Маркетинга.Причины успешности или неуспешности в Продажах – в предыдущих реализациях.
Аудит Управления
Крайне редкий вид аудита – обычно в нем заинтересован собственник (учредитель) предприятия. На самом деле специалист, проводящий аудит маркетинга уже к моменту завершения предыдущих аудитов уже имеет вполне обоснованные параметры для оценки и результатов по данному пункту. Уровень профессионализма управляющих, их взаимоотношения с коллективом и высшим руководством или собственником становятся понятны.
Аудит – практика состояний
Очень часто представители компаний (собственники, руководители, HR или главный бухгалтер) задают вопрос – “ну вы уже приняли решение? Вы с нами в проекте?” Речь идет о процессе онбординга – “приема на борт” и включения в команду. Я уверен, что поспешность в этих вопросах крайне не осмотрительна и излишняя. В своей практике я видел много проектов, где качество и поспешность идут в антогонизм, а вот достаточное ознакомление с деталями и “важными мелочами” – наоборот делают процесс более успешным.
В целом наличие традиционного “испытательного срока” (до 3 мес – для обычных сотрудников и до 6 мес для руководителей) – это срок, в рамках которого стороны могут с пониманием выйти на приемелемый уровень доверительных взаимоотношений. В любом случае есть еще огромный пласт компромисных решений и вариаций.
В зависимости от деталей и “важных мелочей” получается:
- или войти полностью в проект и принимать управленческие задачи целиком,
- отказываться от предложения
- или принимать компромиссное решение – внешнее управление, консалтинг, сопровождение отдельных задач и направлений
Если до пандемии компромиссный вариант принимали далеко не все, то после 2020 г многие проекты стали гораздо гибче и готовы к компромиссу, гибридному варианту сотрудничества – где основная цель – концентрироваться на локальных задачах.
Аудит Маркетинга – роковые ошибки
Иногда на практике сталкиваешься с тем, что в формате обсуждения условий аудита маркетинга договариваешься с собственником об одном (откровенное и полное раскрытие информации, формат, вид и объем работ), а с первых же часов реальной работы начинаются “сюрпризы” – информация не раскрывается, какой-то сотрудник против предоставления информации, начинаются мелкие “неприятности” и сюрпризы…
И тут начинаются предложения “компромиссов” – “а можете на типовых условиях, потому как “…наш главбух считает эту информацию конфиденциальной и т.д.?”” Я обычно привожу пример с врачом – а представьте вы пришли к врачу с реальной проблемой, но вместо нормальной диагностики, предлагаете врачу сделать диагностику и назначить лечение на основе “типовых случаев”…. Как вы думаете это вообще реально и сработает?
Надеюсь на честный ответ