Бизнес и закупки — это аналитика на тему закупок (в том числе и госзакупок) за прошедшие 10 лет. В статье используется аналитика, экспертиза и выводы с экспертных, аналитических и отраслевых публикаций
Рынок госзакупок, по истечению десятилетия после реформ, пришел к вполне естественному и однозначно неуспешному (с точки зрения участия в нем бизнеса) результату. Речь идет о малом и среднем бизнесе, о необходимости сформировать прозрачные, свободные, конкурентные и доступные для предпринимателей условия участия на рынке.
Многие светлые умы планировали и видели, что мы увидим формат цифровых решений, который поможет эффективно закрывать потребности государства (как федеральные, так и местные) с помощью простых и прозрачных закупок, помочь рынку специализироваться, стать более стабильными и развитыми в деле обеспечения тех закупок, которые станут стратегически (и тактически) интересными в первую для госзакупок, а далее и коммерческие закупки станут более зрелыми, совершенными и прогрессивными.
Бизнес и госзакупки — результаты десятилетия
После реформы 2014 года, этот рынок к текущему времени превратился в одну из самых запутанных, волокитных и закрытых областей экономики страны. Политические и внешние вызовы казалось бы должны были оптимизировать процесс и направить в единственно верное и полезное русло — а именно консолидацию усилий экономических интересов между государством и бизнесом для взаимного укрепления и развития.
Уже в течение первой пятилетки (допандемийной) стало очевидным, что существуют серьезные помехи и провалы в деле реализации реформ, которые сделали участие для бизнеса малоинтересным! Эксперты и аналитики выделили в числе значимых причин:
- низкую конкурентность
- низкую рентабельность
Иными словами, условия участия в закупках были с большой долей волокиты, сложных форматов согласований, непрозрачных и несправедливых подведений итогов, существенной переторжке, откровенно демпинговых цен, принуждения оказывать услуги в нарушение рыночных и необходимых для осуществления деятельности условий. Подспудно в эти же причины входили немалые случаи неплатежей, откровенно усложненный документооборот, имитацию закупок с уже определенным поставщиком из числа «своих» и т.д.
Эти тренды учитывались и правительство вынуждено было закрывать часть информации и не раскрывать свои неудачи.
Приведу некоторые данные из справки аналитиков:
- «Если в 2017 году в среднем в госзакупках и закупках госкомпаний участвовало 2,2 участника (2,7 в закупках для государственных и муниципальных нужд, 1,7 — в закупках отдельных видов юридических лиц), в 2018 году этот показатель упал до 1,9 участника на закупку. За 2019 год статистика конкуренции регулятором (Минфин России) не указывается, но по предварительным оценкам она не превысит 1,7 участника на закупку.«
- «Доля несостоявшихся закупок (то есть закупок, в которых принял участие лишь один поставщик или вовсе никто не участвовал) растет. В 2019 году объем несостоявшихся торгов превысил половину от суммы всех закупок (52 %). С учетом прямых заказов, которые госзаказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур определения поставщика, неконкурентный сектор в контрактной системе приблизился к отметке 60 %.
К примеру, в 2017 году доля несостоявшихся торгов составляла 38 %, в 2016 году — 28 %.«
Все эти неудачи и провалы привели к вполне естественному результату — формированию закрытого пула компаний (новых монополий), которые начали в закрытом режиме обслуживать госзакупки. Иными словами, вопреки провозглашенным тезисам о развитии бизнеса и прозрачным сделкам, по факту мы пришли к тому, что существенная доля госзакупок была «закрыта» к 2019 г и осваивалась среди скрытых участников рынка.
Чтобы не быть голословным, приведу еще выдержки от экспертов:
- «В 2018 году монополии получили право не публиковать информацию о некоторых своих закупках. В первую очередь это было направлено на исключение из общего потока информации о закупках внутренних транзакций между госкомпаниями и их дочерними предприятиями. На деле нововведение серьезно повлияло на общий уровень открытости закупок монополий. В 2019 году компаниями с участием государства размещено закупок на 13,7 трлн руб. В 2017 году объем закупок монополий составлял 26 трлн руб. С учетом перехода некоторых заказчиков на контрактную систему, можно предположить, что ушло «в тень» до трети всех закупок монополий.»
- «Еще одним нововведением 2019 года стал перевод большинства малых закупок на торги Единого агрегатора торговли «Березка», разработанного компанией «РТ-Проектные технологии» (входит в госкорпорацию «Ростех»).
Под малые закупки попадают в основном закупки канцелярии и хозтоваров, срочные закупки продуктов питания стоимостью до 300 тыс. руб. По примерным оценкам объем рынка малых закупок составляет 800 млрд руб.
До 2019 года заказчики могли осуществлять такие закупки напрямую у выбранного поставщика, без организации конкурентных процедур. Но с 2018 года крупнейшие регионы начали переводить малые закупки на торги в электронных магазинах. Сегодня при ежегодном снижении числа участников в госзакупках, в сегменте малых закупок наблюдается ожесточенная конкуренция.»
Иными словами, текущие малые и неспециализированные закупки были выведены на открытые и локальные ресурсы и там идет конкурентная и ожесточенная борьба.
По сути дела бизнес разочаровался от уровня решений и действий на реформированных инициативах, результат оказался обратным заявленному и стало очевидным, что изначальные цели не могли быть реализованы иначе из-за сильных факторов — коррупции, теневой экономики, отсутствия инициатив для смены моделей управления.
К сожалению, но многие факторы из госзакупок стали существенным трендом и на рынке коммерческих закупок.
Очень серьезно страна и экономика столкнулись с проблемой в период угроз и рисков национального и федерального масштаба пандемии 2020 г и СВО в 2022 г.
Результат сегодня мы видим уже не первый год масштабные коррупционные разоблачения, где фигурируют госзакупки с очень высоким бюджетом (млрд и трлн рублей) в различных отраслях экономики, военных, медицинских и прочих госзакупках — как в центре, так и регионах.
Бизнес и госзакупки — основание для размышлений
По результатам десятилетия мы увидели, что государство стало очевидцем вредных трендов и предпринимает усилия для контроля и наведения порядка на данном направлении. При этом невозможно решение проблемы при отсутствии анализа и выявления причин пагубных трендов.
Сегодня правительство вынуждено назначать на министерские должности не специалистов по направлению, в специалистов по финансам, чтобы эффективно контролировать затраты государства на профильные расходы. Наряду с этим сформированы нацпроекты и целевые программы развития на которые будут выделены бюджетные средства, которые опять же нуждаются в серьезном контроле.
Бизнес и госзакупки — рынки интересных услуг
Существенными тратами на ближайшие годы запланированы строительные работы по номерному фонду средств размещения — это гостиницы в разных регионах страны. По плану правительства в ближайшие 5 лет запанирован ввод свыше 50 тыс. номеров в гостиничном номерном фонде. Это очень хорошая новость для строителей, но насколько хорошо обстоят дела в гостиничной индустрии?
Уже сегодня многие эксперты говорят о крайне низкой среднегодовой загрузке существующего номерного фонда. Проблема на мой взгляд начинается с самой статистики номерного фонда — я планирую подробно об этом поговорить в отдельной статье про статистику в Гостиничном сегменте.
Речь идет о серьезных расхождениях в объеме номерного фонда существующих гостиниц:
- различные информационные ресурсы путаются в точной цифре — от 31 до 55 тыс номеров по всей стране
- при этом суммарный, официальный номерной крупных сетей превышает 65 тыс номеров…
Именно отсутствие прозрачной статистики, учета и планирования не позволяет начать адресные и результативные маркетинговые решения для эффективной работы. Инициатив в данном направлений нет даже из самой отрасли! Ну, а введение новых налогов инициирует еще больший «уход» части номерного фонда в «теневой» рынок или иные вариации реализации.
В результате инициатив поднять уровень загрузки существующего фонда КСР (коллективных средств размещения) на текущих момент не видно, рынок озабочен совершенно неадекватными шаблонами «кадрового голода» и прочих причин неуспешности, но не на инициативы по формированию и повышению спроса на рынке гостиничных услуг.
Не менее печально обстоят дела и на рынке Делового туризма и MICE. У меня большой опыт участия в закупках различных активностей в области Делового туризма и MICE в качестве исполнителя, и поэтому могу предлагать достаточно большую экспертизу по этим направлениям. По сути многие тренды из области госзакупок были ярко реализованы в Деловом туризме и MICE:
- это и совершенно демпинговые условия, особенно на рынке сборов за транспортные услуги
- это и масса «своих», которые традиционно выигрывают закупки определенных компаний
- это и нарушения — от плагиата идей мероприятий и авторских решений, до неплатежей за оказанные услуги.
- множество иных действий.
Несмотря на увеличение бюджетов закупок из года в год, уровень негативных трендов так же растет.
Бизнес и закупки — чего мы не видим
На самом деле есть ряд очень нужных и востребованных решений, которые так и не реализованы на рынке закупок и в первую очередь на рынке коммерческих закупок! Вполне очевидно, что за 10 лет рынок коммерческих закупок должен был существенно опередить рынок госзакупок, но этого не произошло!
Следующим негативным трендом — тотальная пассивность и отсутствие инициатив на рынке коммерческих закупок — даже из числа компаний, которые имеют заказы и могли бы консолидировать субподрядчиков на рынке коммерческих закупок! Но этого не происходит!
Одним из ключевых недостатков и упущений на рынке закупок мы видим тотальное отсутствие агрегации Продуктов!
Чтобы было понятно — рынок, это прежде всего модель равноценного Предложения и Спроса!
Сегодня мы видим закрытые закупки государства на очень крупные бюджеты у определённых компаний! А вот коммерческий рынок не представлен ни в виде Предложений, ни в виде запросов, ни в целом в виде даже интересов!
Если нет Предложения, если даже нет каких то форматов запросов, то ожидать формирования рынка не приходится и это вполне логично!
Подведем итог:
- рынок закупок (в том числе коммерческих) на сегодня в области услуг туризма, BT, MICE, HoReCa, консьерж сервиса и т.д. совершенно не реализован
- нет попыток коллаборации, партнерства, сотрудничества и взаимодействия — для формирования предпосылок
- на фоне тотального падения спроса, не загрузки номерного фонда КСР, мероприятий и активностей — бизнес не ищет путей развития вне привычных «цифровых решений»
- заявленные и широко ангажированные массовые подходы и «решения» по сути оказались провальными и дискредитированными!
Бизнес и госзакупки — что делать сегодня и завтра
По сути вопрос вполне стоит остро — что и как рынок планирует делать далее? Пока мы видим массовое унылое и пессимистичное движение по инерции!
Рынок совершенно не готов к активности, линейный и массовый подход в менеджменте не оставляет места для свободных инициатив, действий и активностей. Многие отельеры движутся в сложных рыночных условиях, держась в поле зрения друг друга и опасаются личных инициатив.
Большинство проектов по сути балансируют в пассивном режиме, делая небольшие инициативы в ряде общепринятых активностей, но существенной воли для внесения рыночных активности и развития не видно!
Вполне очевидно, что локомотивом в такой ситуации могут откровенные аутсайдеры и этот тренд начинает все чаще проявлять себя — пока неловко, с очень большим желанием и амбициями, но с малыми возможностями и потенциалом, аутсайдеры начинают торпедировать и пробовать активности! Это делается со многими ошибками, непониманием и упущениями — но тренд очевиден. На фоне пассивности крупных бизнесов, аутсайдеры начинают наступление.
Есть аналогичные попытки от непрофильных проектов — различные успешные проекты, заработав некие финансы, пытаются проявить активность по ситуативным причинам (были наработки, есть свои активы в отрасли, были некие заказы из отрасли). Приняв решение об активном вхождении в отрасль путешествий и гостеприимства, эти компании очень часто повторяют ошибки и тренды рынка. Первые провалы приводят их к поиску решений.
В целом на рынке есть понимание безысходности ситуации в текущем положении и необходимость системных преобразований. Но большинство участников рынка ждут перемен «сверху» (что в корне нелогично), но не осознают, что упускают зря время и необходимо уже сейчас существенно менять свои проекты и ориентировать на необходимые преобразования.
Это как стрельба по движущейся мишени — не верно догонять мишень, а правильно опережать и рассчитывать выстрел с опережением, чтобы пуля и цель встретились в рассчитанной точке.
Но именно с опережением пока многие не готовы работать.
Бизнес и госзакупки — хорошие тренды
Самой хорошей новостью является человеческая природа и тот факт, что в наиболее сложные и кризисные периоды, человеческий мозг дает четкий сигнал к действию — нужно спасать положение! При «пожаре» мало кто смотрит по сторонам и каждый действует по своему.
Разумеется часть рынка будет в заложниках своих ментальных «ловушек» и мировоззрения. Именно поэтому я веду последние годы активную работу по психологии бизнеса, стараюсь дать понимание, что именно психологический (духовный) настрой прежде всего поможет осознать и действовать осознанно.
В этом направлении уже были многочисленные контакты, которые убедили меня в мысли — перспективы есть только и только у тех предпринимателей, которые действуют осознанно! И до сих пор, даже в кризисных ситуациях — есть люди, которых удерживают оковы личных комплексов и ментальные ловушки.
Следующей хорошей новостью является факт, что многие проекты начинают принимать для себя решение — кто-то продает бизнес и выходит с рынка, кто-то начинает преобразования, я видел попытки кооперации\партнерства — пускай неудачные, с ошибками и неверными установками, но рынок постепенно осознает, что массового выхода из кризиса не будет и начинает выходить из депрессии.
В целом появилась статистика выхода зарубежных рынков из кризиса на допандемийный уровень — вполне логично, что первенство в этом вопросе за условным Западом — Европа и США смогли показать устойчивую динамику по возвращению в сфере гостеприимства и путешествий на допандемийный период.
Азия в этом вопросе существенно отстает, но там и очаги пандемии не до конца локализованы. Но пожалуй самая тяжелая ситуация на внутреннем рынке и исключительно из-за стойкого нежелания уделить внимание качеству внутренних Продуктов, менеджменту и маркетингу.
Вводимые повышения налогов с нового года существенно подтолкнут рынок к изменениям, перегруппировке и попыткам наконец-то от формальных, многократных и совершенно пустых пересудов перейти к действию.