Дорожная карта проекта (roadmap, RM) — документ, в котором перечислены цели проекта, его ключевые этапы, контрольные даты и ответственные исполнители.
Roadmap помогает руководителям проектов сообщать всем о планах и внесенных в проект изменениях, а также управлять ожиданиями заинтересованных лиц.
Roadmap (дорожная карта проекта) ― это последовательность важных задач, которые нужно сделать за определённый период, чтобы выпустить продукт на рынок
Дорожная карта проекта (roadmap, RM) — основные компоненты
Что должно входить в roadmap:
- Понимание аудитории — подумайте «Для кого создаётся карта?» — она для инвесторов, руководителей или команды?
- Проект (вид проекта) — пропишите «Какой проект создаёте?» — это будет новая технология, внедрение или продукт?
- Цели и задачи проекта — решите «Для чего вы это делаете? Какие цели?» — пропишите каждую цель, к которой хотите прийти при выполнении.
- Стратегия проекта — напишите краткий план, по которому вы придёте из начальной точки в конечную.
- Описание результатов — укажите каким будет результат. Например, итогом станет устойчивое состояние масштабированного бизнеса или запуск стартапа до первых лидов.
- Варианты отклонений и риски — на этапе разработки дорожной карты просмотрите возможные риски. Подумайте об отклонениях заранее, а не во время работы над проектом. Карта поможет прописать теоретические варианты исправлений или смягчений.
- Временные рамки — поставьте дедлайны, как способ мотивации. Вы прописываете не просто рамки выполнения целого проекта, а каждого этапа и работы всех отделов. Таким образом каждый отдел строит свои внутренние сроки и план работы.
- Метрики успеха и маркеры достижений — подумайте, как вы будете измерять свой успех. Постройте в проекте единую систему изменения статусов — маркеры достижений. Также выпишите метрики, по которым поймёте насколько близко достижение цели.
В рамках данной статьи я представлю основные ключевые параметры и подходы по формированию и оптимизации Дорожной карты проекта (roadmap — RM), но при этом аудит, анализ и экспертизу дорожных карт различных проектов ( Business Travel, MICE, HoReCa (отели\гостиницы), Консьерж сервис, Консалтинг и т.д.) я планирую развернуто представить в рамках будущих статей.
В рамках данной статьи я представлю как использовать (реализовать) дорожную карту проекта и свои подходы к реализации. Я хочу выделить основные подходы с практичной точки зрения
Дорожная карта проекта (roadmap, RM) — подходы
В рамках разработки дорожной карты необходимо учитывать базовые принципы, важные составные части, цели-задачи, сроки и исполнители задач…
Дорожная карта проекта (roadmap, RM) — базовые принципы
Основное требование, которое необходимо сформировать — это необходимость создавать свой документ. Вы можете взять шаблон, форму, канву, но в части содержания необходимо наполнять своими параметрами, своими целями-задачами и т.д. из указанных выше 8 пунктов.
Начинайте реализацию дорожной карты (roadmap, RM) с простых схем и далее (по мере наполнения содержания) развивать — это позволит задать тренды для развития, более качественно осознать Процессы и прочие Важные «П» (да и тут этот подход актуален как никогда), избежать ошибок, ступоров и порогов.
Я рекомендую такой подход — потому как очень часто предприниматели выбирают более сложные шаблоны, а вот при насыщении (заполнении) сталкиваются с проблемами непонимания (неосознанности) процессов и это становится преградой для движения далее или поводом для насыщения дорожной карты (roadmap) фиктивными и недостоверными сведениями. Компромисс в этом процессе приведет к растущим рискам позже.
Очень важно консультироваться с экспертами и выяснять детали. Я с ностальгией вспоминаю проекты начала 2000-х, когда консультироваться обращались не только предприниматели из дальних регионов страны, но и стран СНГ, дальнего зарубежья. Современные тренды привели к замкнутости в цифровых (не всегда объективных, полноценных) параметрах.
При этом настолько многие проекты стали шаблонными, однотипными, а подходы клонируют друг друга даже в ошибках и крайней степени нежелания думать, осознавать, переживать и осмысливать. Я рекомендую выходить из этого замкнутого круга шаблонов и начинать действовать свободно, неординарно и грамотно с точки зрения получения прибыли.
Не нужно путать RM с другими проектными документами — бизнес планом и т.д. По сути RM — это простой план работ — рабочий, тезисный, конкретный и более простой — с целью не потерять нить цели-задачи, а наоборот упростить для осознания.
Дорожная карта проекта (roadmap, RM) — решения
Традиционно на первичном этапе RM представляют в схеме Этапы — Цели (Задачи) — Сроки — Ответственный — Ресурсы. Эта простая схема обычно является в виде записей и эскизов, в последующем развивается на более развернутый документ. Развернутую версию я очень часто реализую в виде Excel (Google Таблицы) и как правило даты реализуются в горизонтальном верхнем меню, а все остальные параметры группируются слева и вертикально.
Я часто слышу от обывателей уничижительные реплики про Excel — хочу отметить, что практически все известные CRM, CMS (админ сайта) и прочие инструменты для менеджмента основаны на хранении и передаче данных (импорт-экспорт) на производных от Excel, а в вопросах бизнес аналитики — опять же инструменты и производные от Excel являются основными. Это различные таблицы, умные таблицы, сводные таблицы, дашборды, диаграммы и т.д.
Дорожная карта (roadmap) — это документ, который развивается, дополняется и расширяется по мере развития проекта, детализаций и уточнений.
Дорожная карта (roadmap) — это основной документ стартапов, это первичный план, который потом — по мере насыщения результатов — становится основой для более подробных видов маркетинговых планов, бизнес плана на 3-5 лет.
Дорожная карта проекта (roadmap, RM) — особые моменты
На что я рекомендую обратить внимание? Опять же предлагаю посмотреть на базовую группу из 8 пунктов — в рамках этих составных частей важны следующие аспекты:
- пп 1 и 2 — это определенное понимание для какой ЦА создается проект и что является Продуктом (ами) — это самые важные и первичные части дорожной карты (roadmap)
- далее важная задача определять комплекс цели-задачи — этот блок работ необходим и для следующего шага, и для более серьезных маркетинговых планов (бизнес план, стратегический план)
- определение стратегии — откуда начинаем и к чему движемся, какие вариации развития или диверсификации планируем
- определяем риски и угрозы, чтобы заранее запланировать решения и маневры
- разумеется все вышеизложенные параметры и действия делаем в динамике и расписываем по срокам — чтобы сделать очевидными процессы, последовательность и динамику действий.
- очень важный параметр — это подбор метрик и триггеров — для фиксации промежуточных и целевых результатов — здесь я рекомендую тщательно осознавать метрики, а не брать огульно шаблонные, но не отражающие реальные и нужные параметры.
Очень часто метрики подбираются результирующие, но не отражающие процессы — в примеру, если мы возьмем необоснованно популярные метрики гостиниц — Room Revenue (выручка от продаж), Occupancy (загрузка), ADR (средняя цена), RevPAR (выручка с номера) — это экономические результирующие метрики, но они никак не отражают процессы и результативность в цепи формирования Продуктов — Продвижения — Продажи.
Иными словами — вышеприведенные метрики отражают результат (после Продаж) — а вот оценку той или иной ЦА, успешность позиционирования, продвижения и заинтересованности -определяют совершенно другие метрики! Поэтому можно долго искать в результирующих метриках решения — и не найти их. Все очень просто — их там и не может быть. Я часто сталкиваюсь в менеджменте отелей, когда люди ошибочно пытаются искать ответы на вопросы (особенно по части Продвижения и Продаж) совершенно безадресно.
Практически никто не говорит о более важных процессах — каким образом Продукт предлагается под определенную ЦА (огромная матрица в b2c, b2b, b2g) — какие метрики там подобраны, как фиксируется и оценивается успешность в позиционировании, продвижении и реализации по этой матрице? Вот о чем надо думать, сегментировать и позиционировать Продукт.
В рамках RM необходимо уже думать, искать и формировать правильные подходы.
Дорожная карта проекта (roadmap, RM) — практика
С чем приходится сталкиваться на практике:
- RM просто «прикочевала» в проект со стороны в «идеализированной» форме и мало общего имеет с реальной практикой — потому как ни цели, ни условия, ни ресурсы, ни последующие показатели не отражают фактической и реальной ситуации. Иными словами кто-то принес «супер» форму дорожной карты проекта (roadmap) — ее взяли в работу и стараются ее реализовать. Если Вы одеваете доспехи лучшего рыцаря (но видите очевидные несовпадения и несоответствия) — разумно ли выходить на поле боя в таких доспехах?
- RM формируют очередная группа специалистов, при этом в проекте нет последовательности и каждая группа авторов привносила свои гипотезы, подходы и планы. Некоторые собственники почему-то считают, что такое «обилие» подходов делает дорожную карту проекта более «универсальной». Это ключевая и фундаментальная ошибка. В результате реальные практические процессы существенно отличаются от запланированных.
- RM слишком «цифровая», гипотезы, комплекс «цели-задачи» проработаны целиком по «цифровым» показателям, а вот реальные и офлайн характеристики не только слабо учтены, но попросту проигнорированы.
- RM просчитана профессионально, но по части ее доведения в подразделениях проекта начинаются погрешности, искажения, самопроизвольные процессы и прочие деструктивные действия — это очень частый случай, когда ряд руководителей среднего звена (часто с командой звена) откровенно саботируют и пытаются внести коррективы в запланированные показатели. Мне с подобными случаями приходилось сталкиваться очень часто и это показатель слабости работы СУП (Системы Управления Персоналом). Как правило, волевые и однозначные действия общего руководства помогают легко преодолевать подобные «инициативы снизу», но не всегда такая согласованность «сверху» присутствует (даже в проектах, где высшее руководство состоит из родственных связей) — присутствуют личные интересы и подходы.
Как и обещал выше — я планирую аудит, экспертизу и раскрытие дорожных карт по различным направлениям (Туризм, Гостиничные проекты, MICE, Консьерж сервис, E-comm (маркетплейс, агрегатор…), различные консалтинговые и маркетинговые проекты и т.д.) в своих будущих статьях — где адресно и детально разберем определенные кейсы.
А еще….
Спецпредложение
Вниманию собственников бизнеса, управляющих и экспертов
Если Вы хотите стать участником нашей базы партнеров, заявить о возможном сотрудничестве или продаже Вашего бизнеса (доли), в поиске партнеров, поставщиков, имеете планы для коллаборации и сотрудничества — выберите соответствующую анкету и заполните ее максимально подробно, отразите свои пожелания. Мы учтем Ваши пожелания в различных решениях…
Анкета Гостиницы
Анкета Компании
Анкета Туркомпании
Анкета Эксперта