Отели Ритц – международная сеть отелей класса люкс. Основатель отелей – швейцарский отельер Цезарь Ритц.
Цезарь (Сезар) Ритц (фр. César Ritz), (23 февраля 1850 – 24 октября 1918) отельер из Швейцарии – выдающийся отельер и основатель ряда отелей, наиболее известные из которых являются отели под общим брендом «RITZ»
Цезарь Ритц известен как «Король отельеров и отельер королей», и именно в связи с его именем (и именем его отелей Ритц) произошел термин « роскошь» по отношению к отелям.
Отели Ритц – рождение и детство основателя
В небольшой деревне Нидервальд с количеством жителей чуть свыше 100 человек, тринадцатый ребенок в семье фермера (разводил коз в альпийских лугах) и резчиков по дереву. В 12 лет его отправили пансионером в иезуитский колледж в Сионе – франкоязычный кантон Вале, а в 15 лет поступил учеником сомелье в отеле в Бриге – немецкоязычный город. Это позволило ему познать языки, что в последующем даст ему возможности для реализации в различных городах Европы. Хозяин отеля позже уволил его со словами «В гостиничном бизнесе вы никогда ничего не добьетесь. Это требует особой сноровки, особого чутья, и это правильно, что я говорю тебе правду — ты ее не понимаешь». Вот так с неудач начинался его путь отельера.
Сезар Ритц уехал обратно в иезуитскую школу, а затем уехал в Париж во время Всемирной выставки 1867 года. Грандиозный Париж и предыдущие неудачи мотивировали молодого юношу стараться и осваивать все азы и тяготы в обслуживании обеспеченных клиентов.
Отели Ритц – начало карьеры великого отельера
В Париже Ритц начал опять с низов – с помощника официанта. Хотя на самом деле обязанности заключалась в самой обычной и неблагодарной работе – мыть полы, чистить обувь постояльцев, таскать чемоданы, колоть дрова, скалывать лед, обрабатывать грядки с овощами – вся черновая работа. Но он делал важное – рос профессионально, наблюдал, формировал свое мнение по важным аспектам, рос по карьере – становился официантом, переходил из одного отеля в другой, работал в бистро, его даже выгоняли с работы за попытки внести инновации и делать работу быстрее.
На новом месте работы он опять с усердием брался за работу и снова пытался расти профессионально – благодаря чему дорос до менеджера ресторана. Особенностью Ритца было очень внимательное отношение к гостям и клиентам заведения – он всегда запоминал их привычки, пожелания, старался быть внимательным к клиентам и гостям, чем неоднократно заслуживал похвалу и хорошие отзывы.
Цезарь Ритц (Отели Ритц) – взлеты и падения
За эти годы он успел наладить деловые связи среди коллег, среди управляющих и клиентов ресторанов и отелей, в которых ему пришлось работать. Среди них был повар Огюст Эскофье – человек, которого впоследствии назовут “королем поваров” и с кем Ритц реализует много интересных проектов…Ритц не ограничивался Парижем – охотно ездил работать в Ниццу, в Вену, далее на курорты Италии и снова родной Швейцарии. Иногда это были вынужденные переезды и приходилось все начинать сначала, с самых низов и вновь совершать карьерные достижения.
Он очень старался – старался все делать быстро (за что был прозван Спиди Сезар), для каждого клиента он старался найти подход, внимание, старался угодить и качественно обслужить как можно больше и лучше.
О нем рассказывали разные чудесные истории – как он сумел в различные форс-мажорные ситуации предпринимать решительные шаги и спасал репутацию заведения. К примеру, когда в непогоду в его отеле отключились обогреватели и пожаловали 40 замерзших туриста, он велел в горшках из-под пальм развести огонь, раскалить кирпичи и каждому гостю предложить завернутый в одеяло кирпич под ноги, а меню переделал под согревающие блюда.
Отели Ритц – путь к успеху
Ритц вернулся во Францию, но не Париж, на Ривьеру, где англичане активно развивали курортную инфраструктуру, строили отели и сопутствующие заведения для комфортного пребывания туристов. В те времена европейские буржуа предпочитали летние периоды переждать жару на курортах Швейцарии, а вот зимы (с ноября по апрель) стало модным жить на Ривьере. Юг Франции был полон обеспеченными людьми, многие из которых лечились от туберкулеза.
В 1877 году Сезар Ритц получил работу мечты – менеджера Гранд Отеля в Монте-Карло – это был шанс реализовать на практике все наработки, идеи и планы по обслуживанию гостей по высшему разряду. За неполный год ему удалось удвоить выручку отеля… Но судьба очередной раз внесла свои коррективы – вспышка холеры сбила инициативы и напугала гостей Ривьеры. Холера была очень заразна и каждый второй случай был летальным… Ритц вынес урок и из этой напасти – стандарты гигиены были внедрены высшего качества – проточная вода в ванных, высокие требования к уборке – 160 номеров обслуживали 80 горничных. Многие отели брали с него пример и он вскоре стал эталоном стандартов.
Отели Ритц – эталон роскоши
В 1887 году Ритц получил предложение возглавить Гранд Националь в Швейцарии (Люцерне) и это стал второй отель под его управлением. Собственник отеля барон Пфайффер – был хорошим архитектором, дизайнером и занимал высокий чин в вооруженных силах, но управлять отелем у него не получалось. Поэтому он пригласил Сезара Ритца управлять его отелем. Его старания получали вознаграждение и результаты вызывали восторг – отели были полны гостями, причем довольными гостями.
В чем был секрет успеха? А в том, что Ритц организовал различные MICE мероприятия и заполнял досуг гостей интересными событиями. Это были памятные события жизни королевских семей, банкеты и торжества интересных форматов – они заставляли гостей днями обсуждать и наполнять их досуг интересными событиями.
Знатные, деловые люди заинтересовались деловой хваткой Сезара Ритца и предложения о партнерстве стали поступать все чаще. А среди коронованных особ, которые стали частыми гостями и друзьями появился и принц Эдвард Уэльский, который с большой свитой стал частым гостем в отелях под управлением Ритца. Стало модой называть различные проявления роскоши термином “Ritz”
Но Сезар Ритц мечтал о своем отеле…. Ему помогли осуществить мечту три близких теперь чему человека – барон Пфайффер, принц Эдвард и Эскофье.
Незадолго до женитьбы в 1888 году, он купил отель Прованс в Каннах и дал отелю свое имя… Далее еще были два объекта (ресторан и отель) в Германии, а следом был Лондон…
В Лондоне уже был известен стиль роскоши и досуга под именем Ритц, поэтому он обратил свой взор на уже престижный бренд Savoy и стал партнером владельца с очень жесткими условиями. Вместе с Эскофье они взялись за Savoy и тот быстро набрал популярность и стал самым популярным отелем мира. Ритц же постоянно ездил между своими отелями и диктовал инструкции для персонала – он считал команды отелей Ритц – самой важной составляющей бизнеса.
До сих пор в отелях Ритц персонал работает десятилетия и оттачивает свои навыки, мастерство, регламенты и стандарты. Продолжительная работа, повышение своих профессиональных навыков и качества обслуживания, внимательность к гостям, высокие корпоративные стандарты и клиентоориентированность – это основа управления его отелей Ритц. До сих пор сотрудники отелей Ритц говорят, что все мелочи их работы должны тщательно и скрупулезно выполняться безупречно до мелочей.
“Гость – король” – до сих пор цитируют сотрудники Ритца. “Мы должны знать и угождать в любой мелочи, но держать почтительную дистанцию и не вмешиваться ником образом и не беспокоить“. “Сдержанность, совершенство и элегантность” – до сих пор это фирменный стиль отелей под управлением марки Ритц.
В 1891 году руководство Италии приглашает Ритца создать роскошный отель в Риме – им стал Гранд Отель – это был первый отель, построенный по проекту Сезара Ритца и по его идеям… Там были инновации в виде лифтов и т.д. До сих пор гости этого отеля говорят о королевской роскоши и блаженстве в этом отеле, о заботе и уюте – как об сказочном месте, куда можно мечтать попасть.
Отели Ритц – создание холдинга
в 1896 году Ритц привлек британских инвесторов и создал с их помощью инвестициями холдинг – Ритц Интернешл, в который вошли многие отели и рестораны под его управлением – это был транснациональный туристический холдинг. Вот неполный перечень городов, охваченных сетью отелей Ritz: Париж, Лондон, Монте-Карло, Рим, Франкфурт, Баден-Баден, Висбаден, Палермо, Лиссабон, Лозанна, Каир, Мадрид, Йоханнесбург, Нью-Йорк… В качестве управляющей компании для управления сетью Ритц учредил Hotels Ritz Development Company и сам ее возглавил. Не обошлось без скандалов и недовольств – ему с Эскофье пришлось покинуть Savoy.
Отели Ритц – Цезарь Ритц – и снова Париж
Но тем не менее империя Ритца росла и он создает новый отель в Париже на Вандомской площади (бывшие апартаменты короля Людовика XIV) – центре роскоши в Париже. Холдинг в Лондоне выступил против, тогда Ритц нашел нового инвестора и создал отельную компанию Ритц Париж, а архитектор Шарль Меве поработал над перестройкой особняка под отель.
Впервые в мире в номерах отеля были ванные комнаты, телефоны и ряд других инноваций. К примеру окна в Императорском люксе были толщиной стекла в 4 см – что давало не только защиту (пуленепробиваемость), но и комфортную шумоизоляцию. А в целом отель походил на дворец, в котором присутствующие были как на театральном подиуме – это позволяло присутствующим гостям показаться свету во всей своей красе – каждый гость выглядел как кумир на театральной сцене, что вызвало восторг и восхищение у знатных гостей отеля Ритц
На открытии отеля Ритц в Париже был даже русский царь, а также мировая аристократия из Европы и США. В первый же год работы отель Ритц в Париже из 86 номеров принес прибыль в 2,3 млн долларов (по современному курсу).
Великие истории и великие трагедии составляют неотъемлемую часть облика и атмосферы парижского отеля Ритц. Великая Коко Шанель провела здесь 30 лет своей жизни – она называла отель Ритц своим домом. Здесь же она умерла во сне в возрасте восьмидесяти восьми лет. В отеле Ритце можно остановится в новом отремонтированном люксе, в котором жила Коко, за 3 тысячи евро в сутки. Гостями отеля за годы работы становились Эдуард VII, Реза-шах Пехлеви, Марсель Пруст, Чарли Чаплин, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, многие коронованные особы и миллиардеры со всего мира.
Спустя 8 лет в 1906 году в Лондоне Ритц открывает отель Carlton по образу и подобию отеля Ритц Париж – но это время, когда он занимается своим любимом делом, борясь с недугом и болезнью… Именно по этой причине не удалось обставить открытие и первые годы работы отеля Carlton с традиционным размахом и блеском.
Отели Ритц – последние годы основателя
В период коронации принца Эдуарда (1902 г) Ритц с Эскофье подготовились заранее и все было готово, но у принца случился аппендицит и коронацию пришлось отложить. Эта новость так внезапно и трагически была воспринята Ритцем, что у него случился приступ, он потерял сознание и последующие три месяца пролежал с психиатрическим помешательством. Далее его супруга везет на Ривьеру – без всякого лечения, просто профилактика на популярном в то время курорте, затем в 1906 в Лозанну в лечебницу. Но самочувствие Ритца не становится лучше.
Ритц пролечился в Швейцарских клиниках до 1918 года, но с каждым годом его состояние ухудшалось и он терял возможность осознавать реальность – он потерял рассудок и только идеи про яркие и великолепные отели занимали его пораженный ум. 16 лет мучений привели к смерти и он был похоронен в своей родной деревне Нидервальд, где по его же завещанию его супруга открыла Фонд Ритца, стипендии и гранты которого помогали многим молодым людям.
Отели Ритц – стандарты и рекомендации
Цезарь Ритц стал автором знаменитой фразы «Клиент всегда прав» – хотя на самом деле в точности его слова звучали как: «Клиент никогда не ошибается».
Ему принадлежат многие правила и рекомендации для сотрудников по обслуживанию гостей – наставления, которое является и сегодня обязательным для любого работника гостиничной отрасли:
“Видеть все, не глядя, слышать все, не прислушиваясь, быть внимательным без подхалимства, все предусматривать, но без самонадеянности“.
“Если гость жалуется на блюдо или вино, немедленно и без вопросов замените его“.
По-настоящему инновационной стала его стратегия, которая заключалась в том, чтобы готовить блюда, которые нравились бы конкретно женщинам. Дело в том, что женщины в те времена только-только начали путешествовать и Ритц стал пионером, предложившим досуг, комфорт и удобства для женщин. Он так же предугадал тренд, что подключившись к путешествиям, именно женщины станут выбирать и оценивать уют гостиниц.
В последние годы своей жизни Цезарь Ритц сокрушался, что не успел толком ничего сделать из того, что задумывал и планировал… Его критическое отношение в первую очередь к себе, к своим реализациям и достижениям – показатель насколько ярко и творчески смог реализовать себя человек, который родился в глухой швейцарской деревеньке (где до сих пор нет в домах ванны!) и чей путь начинался с череды неудач.
Отели Ритц – послесловие
Я бы не хотел при этом, чтобы о Цезаре Ритц судили, что “вот очередной случай, когда неуемный талант и творческая энергия по сути подорвали здоровье” и т.д. Мы все не вечны и каждому из нас уготована судьба, которой мы не управляем настолько тотально. Но одно неизменно – что мы оставляем после себя – какую память и какие достижения.
Что мы смогли реализовать в своей жизни и каких целей добиться? Кто-то прекрасный семьянин, кто-то настоящий друг и помощь ближним, кто-то меценат и помогает не только ближним, но всему миру… А кто-то создает эталонную роскошь – как Цезарь Ритц…и оставляет после себя такое потрясающее наследие.