Ли Якокка – выдающийся топ менеджер двух детройтских автомобильных гигантов – Ford и Сhrysler. Он был одним из инициаторов создания Ford “Мустанга”, а Сhrysler он спас от банкротства.
Лидо Энтони “Ли” Якокка (англ. Lido Anthony «Lee» Iacocca; 15 октября 1924 — 2 июля 2019) – американский предприниматель, топ-менеджер (управляющий), автор ряда автобиографий-бестселлеров, был президентом компании Ford, а после занимал должность председателя правления корпорации Chrysler, а в целом – один из знаменитых топ-менеджеров мирового автопрома.
Ли Якокка – карьера лидера
Ли Якокка родился в семье итальянских иммигрантов в штате Пенсильвания. По окончании школы он учился в Лихайском университете, а далее продолжил учебу в Принстонском университете.
Его карьера действительно стала показательной:
- Школа
- Лихайский университет
- Аспирантура в Принстонском университете
- Стажёр и инженер в Форде
- Менеджер по продажам
- Вице-президент сектора Форд, член управления (в возрасте 36 лет)
- Президент компании Форд (8 лет)
- Увольнение из Форда (1978)
- Президент корпорации Крайслер (до 1995)
По завершению учебы, Ли Якокка начал работу в компании Ford на должности инженера. Но через некоторое время он перешел в управленческую позицию. Он рос в тяжелые 1930-е – в период экономического кризиса и в нужде, поэтому был очень жестким прагматиком – ” К тому времени, когда мне стукнет 25, я намерен зарабатывать 10 тыс. $ в год, а затем я стану миллионером” – писал он в автобиографии
Ли Якокка – начало карьеры
В период кризиса в компании Ford, Ли инициировал разработку Ford Mustang – автомобиля, который станет самым популярным. Позже он стал инициатором производства малолитражек и переднеприводных автомобилей, в числе которых будет Ford Fiesta. Эти инновации были реализованы на протяжении долгих лет неудач в маркетинговых подразделениях, но в отличии от своих коллег-маркетологов, Ли Якокка всегда относился к своей работе творчески, анализировал неудачи и искал решения.
Концепцию автомобиля Ford Mustang, он вынашивал очень долго, многократно оценивал рыночную ситуацию, потребности ЦА, тренды и вкусы молодежи. Помимо этого ему предстояло долго защищать, оспаривать и убеждать в своей концепции – модный, мощный, элегантный и спортивный автомобиль – олицетворение мощи и силы. В марте 1964 г был представлен автомобиль и за неделю дилерские центры посетило 4 млн человек, до конца года было выкуплено 260 тыс. автомобилей. За 2 года продажи Ford Mustang принесли $1 млрд чистой прибыли.
Помимо новых марок, Ли Якокка очень внимательно относился к работе дилерских центров, его программы поддержки были направлены на стимулирование продаж. Для клиентов он ввел потребительское кредитование для покупки автомобилей
Следующим автомобилем (и весьма популярным) стал Ford Fiesta – малолитражный переднеприводной автомобиль для семейных бюджетных покупок. И снова успех! Ли Якокка становится президентом компании, заслуженно опередив многих коллег-конкурентов. Но чем больших успехов он добивался – тем сильнее становится ревность и нетерпимость Генри Форда II .
Ли Якокка – разрыв с Ford и увольнение.
Генри Форд II был человеком нетерпимым к чужим успехам в своей компании, поэтому команда Ли Якокки его раздражала своими успехами – он постепенной и методично увольнял сотрудников Якокки под любыми надуманными причинами, а успехи компании старался причислять себе. В работающей компании всегда случались неудачи и Генри Форд II использовал такие моменты для увольнения неугодных ему и тех, кто мог отнять у него лавры успешных достижений. На вершине его ревности стоял Ли Якокка.
Эта ревность дошла до истерик в стиле “Или я – или он!” и в приступе очередного агрессивного выпада Форд единоличным решением уволил Якокку.
Ли Якокка – новое предложение…
Достаточно быстро ему поступило предложение от корпорации Chrysler, которая в то время испытывала существенные убытки. Проблема была в многократном нефтяном кризисе на Ближнем Востоке и повышением цен на бензин – продажи автомобилей существенно упали.
Ситуация на Chrysler была катастрофичной – различные модели по спасению положения не давали результатов. Ли провел существенную оптимизацию, максимально сократил персонал, усиливал различные программы по стимулированию продаж, но рыночных механизмов для спасения ситуации было не достаточно. Тогда Ли решил обратиться к правительству за кредитом. Это были тяжелейшие переговоры, в результате которых Ли Якокка поставил перед правительством непростую дилемму – платить сотрудникам концерна в случае его банкротства социальные выплаты на сумму $ 2,7 млрд или дать кредит в размере $ 1,5 млрд на 7 лет. После долгих дебатов, ему удалось уговорить правительство.
Существенная оптимизация, усиление менеджмента, плотная работа с дилерами, постоянное повышение качества моделей, выпуск семейных, малолитражных автомобилей, автокредитование и прочие маркетинговые решения помогали спасти ситуацию. Якокка переманивает в команду лучших специалистов из Volkswagen и General Motors. Он существенно снижает собственную зарплату, а выпускаемые автомобили сравнивает с качеством популярной в то время Toyota.
Спустя 4 года, Якокка выплачивает правительству чек на $ 800 млн – последнюю часть кредита.
Следующим шагом необходимо было закрепить свой успех и инновационно опередить рынок – Ли Якокка делает ставку на минивэны. Ближайшие 30 лет эта разновидность автомобилей активно продается и обеспечивает серьезный успех корпорации. Спустя 4 года Chrysler приобрел American Motors Corporation с ее знаменитым подразделением Jeep.
Ли Якокка – неудачи…
Неудачными решениями стали приобретение Lamborghini и авиастроительной компании Gulfstream, а также сотрудничество с Maserati. Собирался Якокка приобрести и GM, но потом признался, что проще купить Грецию. Эти неудачи вполне логичны и естественны – в жизни каждого практика бывают такие ошибки и просчеты – они добавляют опыт.
Ли Якокка – легенда автопрома и не только…
Ли Якокка руководил корпорацией вплоть до 1992 года.
В 80-е Ли Якокка стал настоящей иконой Америки. Став самым высокооплачиваемым топ-менеджером в автоиндустрии, Ли Якокка стремится соответствовать статусу, но это отнимает массу времени и сил — и в итоге у Ли всё меньше возможностей сосредоточиться на автомобилях. Ли возглавляет работы по реставрации статуи Свободы, входит в комиссию конгресса по сокращению бюджета, пишет вторую книгу. На своей итальянской вилле делает собственное вино и оливковое масло. Тратит значительные суммы на исследование способов лечения диабета, от которого умерла его первая жена.
Его фотография украшала обложку журнала Time, а опросы показывали, что его имя было известно каждой домохозяйке. Неудивительно, что когда в 1982 году назрела необходимость отреставрировать Статую Свободы, руководить процессом позвали именно его: Ли предстояло найти для реставрации частное финансирование. Ли основал фонд, куда принимал пожертвования от компаний и простых граждан, и вовсю принялся пиарить проект. За год на счета фонда поступило 500 миллионов, а уже 4 июля 1986 года Статуя Свободы была вновь торжественно открыта. Войдя во вкус, Ли решил заняться еще и Музеем иммиграции на острове Эллис — местом первичной регистрации прибывавших в Нью-Йорк мигрантов. И, естественно, вновь преуспел. Нет ничего удивительного в том, что журнал Portfolio включил Якокку в список 20 лучших американских CEO всех времен под 18 номером.
Ли Якокка – политика и не только…
Популярность навела его на мысль о политической карьере – Ли Якокка даже помышлял избираться в президенты в США
В своей книге 2007 года “Куда подевались все лидеры?” Якокка описал, как он рассматривал возможность баллотироваться в президенты в 1988 году, но в итоге его отговорил от этого его друг Тип О’Нил. Опросы в то время подтверждали, что у него были реальные шансы на победу.
Боб Кейси губернатор Пенсильвании обсуждал с Якоккой назначение в Сенат США в 1991 году после смерти сенатора Джона Хайнца, но Якокка отказался.
Политически Якокка поддерживал кандидата от Республиканской партии Джорджа У. Буша на президентских выборах в США 2000 года. На президентских выборах 2004 года в США он поддержал оппонента Буша по Демократической партии, Джона Керри. На губернаторских выборах в Мичигане в 2006 году Якокка появлялся в телевизионной политической рекламе, одобряющей кандидата от республиканской партии Дика Де Воса, который проиграл. Якокка поддержал губернатора Нью-Мексико Билла Ричардсона на пост президента на президентских выборах в США в 2008 году. На президентских выборах 2012 года в США он поддержал Митта Ромни на пост президента.
3 декабря 2007 года Якокка запустил веб-сайт, призванный поощрять открытый диалог о вызовах современного общества. Он затронул такие темы, как расходы на здравоохранение и отставание Соединенных Штатов в развитии альтернативных источников энергии и гибридных транспортных средств. Сайт также продвигает его книгу “Куда ушли все лидеры”. Он предоставляет пользователям интерактивное средство оценивать кандидатов в президенты по качествам, которыми, по мнению Якокки, они должны обладать: любознательность, креативность, коммуникабельность, характер, смелость, убежденность, харизма, компетентность и здравый смысл.
Помимо всего, Ли Якокка занимался различными вопросами в области искусства, участвовал в телепередачах и телешоу, снимался в кино.
Ли Якокка – цитаты и воспоминания
В его книгах, автобиографиях и цитатах есть очень много интересных и полезных для менеджмента мыслей.
Ли Якокка – цитаты
“Важнее не найти, а суметь справиться с хорошей идеей. Для рождения идеи нужно подготовить почву – окружить себя лояльными единомышленниками, которые помогут развить и реализовать ваше открытие.”
«У вас в голове могут рождаться распрекрасные идеи, но, если вы не умеете довести их до сознания слушателей, вы ничего не добьетесь».
«Столько людей стали провозглашать себя отцом «Мустанга», что я не рискнул бы показаться на людях с его матерью!»
“Существует широко распространенный миф, будто мы, менеджеры автоиндустрии, каким-то образом манипулируем публикой, будто мы диктуем потребителю, какие именно автомобили ему следует покупать, и будто потребитель слушается нас. Когда я это слышу, я всегда усмехаюсь и думаю: «О, если бы это было правдой!» А правда состоит в том, что мы в состоянии продать лишь то, что клиент хочет купить. По существу, мы в гораздо большей степени следуем за спросом публики, чем формируем его. Мы, естественно, изо всех сил стараемся убедить людей покупать нашу продукцию. Но иногда даже наши самые большие усилия остаются тщетными».
«Мне встречалось много людей, которые больше моего понимали в автомобилях. И тем не менее я их оставил далеко позади. Почему? Потому, что я жестко обхожусь с людьми? Вовсе нет. Невозможно сколько-нибудь долго добиваться успехов, набрасываясь на людей с бранью. Надо уметь говорить с ними откровенно и просто»
«Сейчас всё выглядит плохо, но помни, что и это пройдёт», «Запасись терпением, – солнце должно снова взойти. Оно всегда так поступает».
«Чтобы преуспеть в бизнесе, как, впрочем, и почти во всём другом, самое главное — это уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем.
После окончания университета я всегда упорно работал всю неделю и старался высвобождать уикэнды для семьи и отдыха. За исключением периодов чрезвычайных обстоятельств, я никогда не работал в пятницу вечером, в субботу и воскресенье».
«Чтобы целесообразно использовать своё время, необходимо твердо осознать, что именно главное в твоей работе, а затем отдать себя целиком осуществлению этого главного».
“Самый верный способ глубоко разрабатывать идею состоит во взаимодействии с коллегами-менеджерами. Взаимовлияние двух или трех собеседников может оказаться необычайно плодотворным, и это сыграет большую роль в успехе. Ключ к успеху вовсе не в информации, а в людях.”
“Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд, и единственный способ настроить людей на «энергичную деятельность» – это общение с ними”
Ли Якокка – про управление
Основные установки и ценности в работе менеджером:
1. Основа — умение работать с людьми
2. Система отчетности (каждые 3 месяца), через диалог между подчиненным и руководителем:
- Осознать собственные цели.
- Не терять общую картину.
- Не потеряться в системе.
«Письменное изложение проблемы — первый шаг для её решения!»
3. Ошибка руководителя — вмешиваться в дела подчиненных слишком рано, не умение делегировать.
4. Основное качество руководителя — умение принимать решение.
5. Действовать на основе интуиции, но только если догадки подтверждаются фактами:
- Не существует понятия «полная уверенность».
- Руководствоваться внутренними побуждениями «на линии фронта».
- Важно умение пойти на определенный риск. «Двинуться вперед на удачу!»
6. Принятие решения руководителем: демократ ДО принятия решения, а ПОСЛЕ диктатор. «Я всех выслушал, и сейчас будем делать то, что я скажу».
Ли Якокка – отношение к персоналу
Очень важное умение — ставить задачи перед подчиненными и мотивировать их на выполнение.
Побуждать всех подчиненных вносить вклад в общее дело! Умение слушать людей для эффективной работы на вас.
Говорить на общем языке.
«… Надо просто уметь разговаривать с людьми…».
«Они идут за вами, так как на самом деле вы идёте за ними».
Формула самой лучшей мотивации: все знают общий план действий + все являются игроками + повышение денег и в должности (при увеличении круга обязанностей). «Менеджер чего-то стоит, если умеет мотивировать персонал».
Новые обязанности: если человек на подъёме!
Похвалить — письменно! А поругать — позвони по телефону (чтобы нигде не осталось).
«Ключ к успеху заложен не в информации, а в людях!». Никогда не было компьютера на столе.
Хорошие топ-менеджеры — это те, кто хотят больше, чем ожидают от них, напористые, хотят помогать другим.
Говорил, всего нужно порядка 25 человек, чтобы управлять США! Например, в основе Крайслера команда из 10 человек, которые:
- Умеют мотивировать и делегировать свои обязанности подчиненным.
- Видят слабые места и определяют приоритеты!
Ли полагал, что для развития экономики страны решающую роль играет высокая технология. Тем не менее, как бы важна она ни была, предприятия, создающие высокую технологию, никогда не обеспечат так много рабочих мест, сколько сегодня обеспечивают базовые отрасли промышленности.
Также он говорил, что необходимо установить конкретные пределы для доли Японии на рынке продукции ряда решающих отраслей. Америке нужно больше инженеров, ученых, лабораторных работников. Стабильная, здоровая экономика невозможна при высоких процентных ставках или при процентных ставках, меняющихся каждые десять минут
3 Личностные качества и методы управления менеджера-лидера
В своих интервью Ли неоднократно говорил, что «если бы мне пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию «решительность». Так, он полагал, что лидер предприятия не может себе позволить слишком долгую раскачку в процессе принятия решения. Менеджер обязан собрать как можно больше информации и прогнозных оценок и в определенный момент приходится довериться интуиции, так как всю необходимую информацию собрать невозможно. Даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно. По мнению Якокки, такой вещи, как абсолютная уверенность, не существует.
По мнению Якокки, менеджеры должны не только обладать умением принимать своевременные решения, но и исполнять роль мотиваторов. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд, и единственный способ настроить людей на «энергичную деятельность» – это общение с ними.
Хорошему менеджеру нужно уметь слушать, по крайней мере, так же, как уметь говорить, так как подлинное общение – это процесс двусторонний. Публичная речь, которая является лучшим способом вдохновлять на труд многочисленную группу людей, коренным образом отличается от разговора с человеком наедине. Публичное выступление не означает безадресного выступления.
Когда менеджер повышает служащего в должности, самая пора увеличить круг его обязанностей и предъявить ему более высокие требования. Когда он на подъеме, вы вознаграждаете его за уже сделанное и в то же время побуждаете сделать даже еще больше.
Менеджер не должен выполнять работу, которую должны выполнять другие. Надо уметь ставить перед другими цель и настраивать их на достижение поставленных целей. Сила менеджеров в том, что они знают, как давать поручения другим и как вдохновлять людей на дело. Они умеют выявлять «узкие» места и определять приоритетные задачи. Они именно тот сорт руководителей, которые вправе сказать: «Забудьте это дело, на него уйдет 10 лет. Вот чем мы должны заняться сегодня» .
Смысл руководства заключается в том, чтобы показывать пример. Когда вы попадаете в положение руководителя, люди следят за каждым вашим шагом. Когда лидер говорит, люди его слушают, а когда лидер действует – внимательно наблюдают за его действием. Поэтому ему приходится осторожно выбирать каждое свое слово и каждый свой практический шаг. Нужно уметь быть твердым и неуступчивым, но знать также, когда надо ослабить нажим. Главное, что характеризует менеджера, это эффективное использование им своих служебных обязанностей.
Как только приступаешь к рекламе и продвижению на рынок новой торговой марки, первая задача состоит в том, чтобы выяснить, где именно она лучше всего бросается в глаза и лучше воспринимается. Чем глубже участие рекламного агентства в работе автомобильной компании, тем больше пользы для обеих сторон . Работники рекламы должны принимать участие во всем процессе рождения новой машины. Они могут давать самые полезные советы на возможно более ранних стадиях ее разработки. Большое преимущество при подобной организации дела заключается в возможности ускорения всего процесса создания модели и запуска ее в производство.
Таким образом, Ли утверждал, что, если покупатель пришел в твой салон, необходимо проявить к нему максимум внимания – поговорить с ним, дать ему информацию, в которой он нуждается, чтобы совершить покупку. Правильное обращение с клиентами требует знаний, времени и терпения.