Мотивация – это побуждение к действию (ям) и это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость… способность человека деятельно удовлетворять свои потребности
Виды мотивации
Предлагаю общепринятую классификацию:
- Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними обстоятельствами.
- Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
- Положительная и отрицательная мотивация – мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной, а мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
- Устойчивая и неустойчивая мотивация – устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации:
- «от» и «к»,
- «метод кнута и пряника»
Мотивация в современных реалиях
Периодически мы видим различные попытки мотивации – от вынужденного поднятия зарплат в периоды нехватки персонала, до различных социальных и медицинских пакетов. При этом мы видим повсюду двойные стандарты – фальшивые декларации и реальные многочисленные ситуации с грубыми нарушениями обязательств…
Но мы же понимаем, что есть проекты успешные, а есть те – что закрылись, что держатся только благодаря финансированию или иной крайне узкой причине, при отсутствии которой все посыпется как карточный домик.
Дискредитация мотивации
Это пожалуй самая скверная модель – то самое неверие, подрыв доверия и ряд элементов деструктивного состояния из шкалы тонов, которые ведут к разрушению и краху. Посмотрите на эти аналогии – несмотря на то, что каждый “несчастлив по-своему” – все же есть много характеристик, которые являются общими. Это в первую очередь деструктивный персонал – когда лучшие сотрудники уходят из проектов и компаний, а остаются худшие. Это крайне низкие корпоративные ценности\традиции – да, даже в самых худших проектах они присутствуют… И согласитесь, многие руководители и владельцы бизнеса видят и понимают этот деструктивный процесс – он вызывает у них негативные эмоции и раздражает, как бы не скрывали и не притворялись.
И разумеется мы видим вокруг много таких проектов – где есть и возможность финансирования, есть и продукты, и реализованы различные инструменты для обеспечения – но нет “оркестра”, нет живительной силы – мотивации хороших сотрудников, специалистов – готовых к творчеству, а в целом способности решать проблемы и добиваться результатов. Или как мы ранее обсуждали в статье (Персонал – пчелы или мухи) – нет “пчел”, а есть “мухи”…
Эти деструктивные процессы проходят исключительно из-за неспособности управлять персоналом, слабости функционала HR. Это говорит о том, что функции управления персоналом, а на более высоком уровне – Маркетинга. Надо понимать, что системе управления бизнесом, Персонал – это один важнейших и первичных инструментов Маркетинга. Именно не знание и не понимание этой базовой истины мешает выстраиванию Мотивации.
Мотивация – энергетический вампиризм
Еще одной важной проблемой остается тенденция под жаргонным обозначением “отсосать” все у мотивированных специалистов, которые приходят в проект. Многие предприниматели мечтают взять у вновь пришедших в проект специалистов нечто ценное и далее (когда взять уже нечего) освободиться. Это еще одно проявление “скрытой враждебности” из шкалы психотонов, но успешность этого процесса явно переоценена и на практике я видел многих предпринимателей, у которых много таких “артефактов”, которые в свою очередь лежат мертвым грузом и не помогают оживить проект.
Этот сомнительный метод “самообразования” и “обогащения” не работает по одной простой причине – обмен ценностями явно некачественный и поэтому “не прилипает”. Вам кажутся хорошими чужие штиблеты (или мокасины), но они не ваши и не становятся вашими… Необходимо пройти свой путь в своих мокасинах и тогда получится выстрадать свой результат…
Мотивация – двигатель вашего проекта
Я видел множество компаний, бизнесов, гостиниц 4-5 звезд, ресторанных комплексов и т.д. – где из-за вышеприведенной проблемы нет сотрудников… там убийственная пустота и тишина…Единственной причиной отсутствия там жизни – это отсутствие мотивации, отсутствие “пчел”, отсутствия творческих и энергичных людей. Если Вы хотите оживить свой проект – необходимо осмыслить эти базовые причины и начать иначе относиться к процессам в проекте.
Когда смотришь на успешные и процветающие, там все эти вопросы урегулированы как-то само собой – без сложностей и порогов. Это говорит о том, что в этих проектах руководство сумело преодолеть эти пороги управления. Смогло осознать ценности, успешно пройти все препятствия, найти решения, а не застрять на проблемах. И самое важно – найти мотивацию для каждого участника, каждого специалиста. Смогли найти нужного дирижера, нужных исполнителей, нужные форматы и наладить нужные процессы. В этом и задачи управления!
Мотивация – последний штрих
Разумеется, что мы не можем упустить другую крайность – демотивированный, негативно настроенный персонал. Речь идет о “мухах”, для которых любая попытка мотивации – будет скатываться на уровень негатива и любимой субстанции мух… Для этих людей опять же рекомендую обратить внимание на шкалу психоэмоционального состояния.
Понимаю, что в современных реалиях с враждебными условиями очень сложно настроиться на позитивный настрой и поддерживать себя, но другого пути нет. Вокруг много причин для негатива, но только через позитивный настрой можно пройти путь, оставаться энергичными и творческими людьми!
Спецпредложение
Вниманию собственников бизнеса, управляющих и экспертов
Если Вы хотите стать участником нашей базы партнеров, заявить о возможном сотрудничестве или продаже Вашего бизнеса (доли), в поиске партнеров, поставщиков, имеете планы для коллаборации и сотрудничества – выберите соответствующую анкету и заполните ее максимально подробно, отразите свои пожелания. Мы учтем Ваши пожелания в различных решениях…
Анкета Гостиницы
Анкета Компании
Анкета Туркомпании
Анкета Эксперта